ТРАНСМИССИЯ — устройство и ремонт

Трансмиссия автомобиля компактна и конструктивно объединена в единый агрегат, состоящий из сцепления, коробки передач, объединенной с главной передачей и дифференциалом, и привода передних колес.

СЦЕПЛЕНИЕ
Устройство сцепления

  • Сцепление ВАЗ-2109, как и у большинства иномарок, сухое, однодисковое, с центральной нажимной пружиной. Кожух сцепления крепится к маховику шестью болтами, а с нажимным диском соединяется тремя парами упругих пластин. Такая упругая связь обеспечивает передачу крутящего момента от кожуха сцепления на нажимной диск, а также осевое перемещение нажимного диска в кожухе при выключении сцепления. Кроме того, соединительные пластины за счет своей упругости отводят нажимной диск от ведомого диска при выключении сцепления. Ведомый диск в сборе с демпфером расположен на шлицах первичного вала коробки передач.
  • Привод выключения сцепления механический с пружинным усилителем (сервомеханизмом). Педали сцепления и тормоза подвешены на общей оси к кронштейну. К педали сцепления приварен рычаг усилителя, который шарнирно соединяется с толкателем. Конец толкателя закреплен скобой. На конце толкателя между опорной шайбой и опорой установлена предварительно сжатая пружина. Опора упирается в гнездо кронштейна, приваренного к кронштейну педалей. Верхняя часть педали соединяется с серьгой троса привода сцепления. Нижний наконечник оболочки троса зажат в гнезде кронштейна двумя регулировочными гайками с шайбами. На нижнем конце троса крепится поводок, который пальцем соединяется с рычагом вилки выключения сцепления. Нижний конец троса закрыт чехлом. Верхний наконечник оболочки троса расположен в резиновом буфере, который торцом упирается в гнездо передка кузова.
  • Для снижения уровня шума в автомобиле в приводе сцепления используются резиновые детали, не допускающие вибрации. В то же время они обеспечивают эластичность привода сцепления. Поэтому по усилию на педали иногда трудно уловить конец ее свободного хода.

Вследствие этого свободный ход проверяйте на рычаге вилки выключения сцепления.

Снятие сцепления и его привода

  • Предварительно снимите коробку передач. Затем открутите болты крепления кожуха (корзинки) сцепления к маховику и снимите кожух сцепления в сборе с нажимным диском. При этом освобождается ведомый диск сцепления.
  • Для снятия привода выключения сцепления ослабьте регулировочные гайки и выньте нижнюю часть троса из гнезда кронштейна крепления оболочки троса. Затем отсоедините поводок от рычага вилки выключения сцепления. Снимите с педали серьгу троса. Выньте трос в сборе с буфером из щита передка кузова.
  • Для снятия педали сцепления зафиксируйте пружину на толкателе шплинтом или проволокой диаметром 2 мм, установив их в отверстие толкателя под опорой. Для поиска отверстия в нужном положении поверните педаль сцепления на оси. Затем снимите оттяжную пружину педали тормоза и ось педалей, вынув предварительно скобу из канавки оси педалей. Снимите педаль сцепления в сборе с пружинным усилителем.
  • При необходимости замены вилки выключения сцепления выпрессуйте наружную втулку из картера сцепления, выньте вилку, затем установите новую вилку и запрессуйте втулку, предварительно заложив в нее смазку.

Проверка технического состояния и контроль сцепления

  • Проверьте состояние ведомого диска. Фрикционные накладки замените новыми при появлении растрескиваний, уменьшении расстояния между заклепкой и рабочей поверхностью до 0,2 мм, а также при неравномерном износе и односторонних задирах. При ремонте ведомого диска (замене накладок) надо использовать приспособление для замены фрикционных накладок ведомого диска. Торцовое биение рабочей поверхности фрикционных накладок не должно превышать 0,5 мм. Если оно больше, то диск выправьте, используя ключ для правки ведомого диска, или замените новым.
  • Для проверки состояния ведущей части сцепления установите кожух сцепления в сборе с нажимным диском на приспособление с промежуточным кольцом толщиной 8,3 мм. Это приспособление имитирует маховик с ведомым диском. Закрепив кожух сцепления, выполните три хода выключения, прикладывая на лепестки нажимной пружины нагрузку не более 137,8 кгс, и замерьте величину отхода нажимного диска. Ходу выключения (7+0,1) мм концов лепестков должен соответствовать ход диска не менее 1,4 мм.
  • Замерьте расстояние от основания приспособления до плоскости концов лепестков пружины. Оно должно быть 32,6—34,6 мм для нового сцепления. В процессе работы сцепления за счет износа дисков сцепления этот размер увеличивается. Если он достигнет 43 мм или перемещение нажимного диска будет меньше 1,4 мм, — замените кожух сцепления в сборе с нажимным диском.
  • Проверьте упругость пружин. Оттяжная пружина вилки выключения сцепления должна иметь длину: 102 мм под усилием 23,5±2,4 кгс; 91 мм под усилием 12,3± 1,2 кгс; 81 мм — в свободном состоянии.
  • Длина пружины усилителя привода выключения сцепления должна быть 30,6 мм подусилием 54,9+0,6 кгс; 44 мм подусилием (31,5+0,7) кгс; 62 мм в свободном состоянии.
  • Проверьте состояние троса. Прежде всего убедитесь в прочном креплении наконечников троса, поводка и серьги, а также в том, что трос свободно перемещается внутри оболочки. Проверьте состояние оболочки троса, резиновых буферов и втулок, защитного чехла, серьги и поводка. При повреждении троса и других его элементов, при ослаблении наконечников замените трос новым.

Установка сцепления и его привода

  • Ведется в последовательности, обратной снятию. При этом: проверьте состояние шлицев на ступице ведомого диска и на первичном валу коробки передач, шлицы очистите и смажьте тонким слоем молибденовой (синей) смазки; установите сцепление, расположив ведомый диск выступающей частью ступицы в сторону нажимного диска и перед затягиванием крепежных винтов корзинки сцепления к маховику отцентрируйте положение диска в корзинке относительно маховика, вставив в шли-цевое отверстие оправку, имитирующую конец первичного вала коробки передач; смажьте втулки педалей и места соединения пружинного усилителя с педалью и кронштейном консистентной смазкой.
  • Пружинный усилитель привода сцепления разбирайте и собирайте только при необходимости в приспособлении для сборки пружинного механизма (сервомеханизма). При сборке смажьте толкатель в отверстии опоры и втулку толкателя смазкой. После установки педали сцепления на автомобиль необходимо удалить технологический шплинт, фиксирующий пружину усилителя на толкателе.

Регулировка свободного хода рычага вилки выключения сцепления

  • Свободный ход на рычаге в исходном положении привода должен составлять 3,5—4,0 мм. Его регулируйте гайками, изменяя положение нижней ветви троса относительно кронштейна.
  • Порядок регулировки следующий. Ослабьте гайки и установите щуп Ж 1,5 мм в окошко поводка троса так, чтобы он расположился между кромкой поводка и гнездом рычага вилки выключения сцепления. Затем затяните гайки до устранения зазоров в приводе выключения сцепления. Вынув щуп, проверьте величину свободного хода рычага вилки выключения сцепления.

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Устройство коробки передач

  • В зависимости от комплектации автомобиля может быть установлена четырех- или пятиступенчатая коробка передач, объединенная с дифференциалом и главной передачей, передаточное число которой может иметь два значения.
  • Первичный вал выполнен в виде блока ведущих шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода.

Они расположены на игольчатых подшипниках на вторичном валу. Кроме них на валу установлены два синхронизатора. Вместе с вторичным валом изготовлена ведущая шестерня главной передачи. Дифференциал двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках дифференциала регулируется подбором толщины кольца. К фланцу коробки дифференциала крепится ведомая шестерня главной передачи.

  • Привод управления коробкой передач состоит из рычага со сферическим пальцем, шаровой опоры, тяги, соединенной шарниром со штоком, и механизмов выбора и переключения передач. На внутреннем конце штока закреплен рычаг, который действует на трехплечий рычаг механизма выбора передач. Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к картеру сцепления. Отверстие для прохода тяги закрыто защитным чехлом.
  • В корпусе механизма выбора передач установлены две оси. На одной из них имеется трехплечий рычаг выбора передач и блокировочные скобы. Другая ось проходит через отверстия скоб, фиксируя их от проворачивания. Первое плечо рычага служит для включения передач переднего хода, второе — для включения задней передачи, а на третье плечо действует рычаг штока выбора передач. Под действием пружины рычаг выбора передач и блокировочные скобы перемещаются на своих осях до упора шарика в ступеньку на оси. В этом положении скобы запирают одним концом вилку заднего хода, входя в ее паз между выступами, а другим и вилку передач (а также вилку передачи у пятиступенчатой коробки передач): плечо рычага выбора передач устанавливается в положение включения 3-й и 4-й передач. При поперечном перемещении рычага переключения передач в сторону заднего хода рычаг и скобы перемещаются на осях, сжимая пружину. При этом вместо скобы в паз вилки заднего хода заходит плечо рычага выбора передач, а скобы запирают вилки включения передач переднего хода. Таким образом, при перемещении рычага вдоль своей оси происходит выбор передач, а при повороте на оси — включение передач.
  • У пятиступенчатой коробки передач первичный и вторичный валы на выходе из картера удлинены. На этой части валов расположены ведущая и ведомая шестерни передачи и ее синхронизатор. Подшипники валов фиксируются в своих гнездах пластиной. Шестерни передачи закрыты задней крышкой картера коробки передач с сапуном.
  • Для отличия коробок передач по передаточным числам главной передачи они маркируются краской. Маркировка наносится на верхней части картера: 01 — для передаточного числа 3,94; 02 — для передаточного числа 4,13.

Снятие коробки передач

Установите автомобиль на подъемник или осмотровую канаву. Поднимите капот двигателя и зафиксируйте его в этом положении. Действуя изнутри отсека двигателя, выполните следующие операции:

  • отсоедините провода от аккумуляторной батареи, от тягового реле стартера и от датчика верхней мертвой точки;
  • отсоедините трос привода спидометра от корпуса привода спидометра, открутив для этого накидную гайку;
  • отсоедините провод «массы» от картера сцепления;
  • выкрутите датчик верхней мертвой точки из картера сцепления;
  • отсоедините трос от вилки выключения сцепления, открутив для этого гайки с нижнего наконечника троса; открутите два верхних болта крепления картера сцепления к блоку двигателя и верхнюю гайку крепления стартера, закрепите на левой шпильке крепления выпускного коллектора двигателя серьгу для подвеса силового агрегата. Установите на водосточные желобки крыльев поперечину для поддержания двигателя и зацепите ее крючок за серьгу, установленную на шпильке выпускного коллектора. При отсутствии поперечины подвесьте силовой агрегат с иомощью другого приспособления.
  • Снизу автомобиля выполните следующие операции:
  • снимите брызговик двигателя и нижнюю крышку картера сцепления; слейте масло из коробки передач, отсоедините провода от выключателя света заднего хода;
  • ослабьте хомут и отсоедините тягу от шарнира штока выбора передач;
  • открутите гайку от шпильки крепления верхней части коробки передач;
  • отсоедините пальцы шаровых шарниров рычагов подвески от поворотных кулаков,
  • используя съемник или резко ударив по корпусу внутреннего шруса молотком через выколотку, выбейте шрусы из полуосевых шестерен и отведите валы приводов колес в сторону. В случае затруднений в разъединении привода колеса с полуосевой шестерней на автомобиле снимите коробку передач в сборе с приводом колеса и на верстаке, используя тот же съемник, выпрессуйте шарнир из полуосевой шестерни;
  • открутите с левой стороны три гайки от крепежных шпилек крепления коробки передач клевому кронштейну подвески силового агрегата, а затем гайку болта крепления самого кронштейна. Сняв кронштейн со шпилек коробки передач, выньте кронштейн подвески из проушин лонжерона кузова;
  • открутите болты крепления задней опоры подвески силового агрегата;
  • открутите нижние болты крепления стартера и снимите его;
  • установите под коробку передач гаражный домкрат и, слегка опустив двигатель, открутите нижний болт крепления картера к блоку двигателя и отведите от двигателя коробку передач в сборе с картером сцепления, чтобы вал коробки передач вышел из шлицов ведомого диска сцепления;
  • извлеките коробку передач из моторного отсека.
  • При этом нельзя опирать первичный вал коробки передач на лепестки нажимной пружины сцепления, чтобы не повредить их.

Разборка коробки передач

  • Вымойте коробку передач, не допуская попадания воды в картер, и установите ее на стенд для разборки. Снимите задний кронштейн подвески силового агрегата и кронштейн крепления троса выключения сцепления.
  • Открутив гайки, снимите заднюю крышку картера коробки передач и уплотнительную прокладку. Снимите установочные кольца с подшипников первичного и вторичного валов. Снимите крышку фиксаторов и выньте из гнезд пружины и шарики фиксаторов. Открутите пробку и выньте детали фиксатора вилки задней передачи. Открутите болт и гайки крепления картера коробки передач к картеру сцепления и разъедините их.
  • Открутив винты крепления вилок на штоках переключения передач, снимите штоки и вилки. Выньте ось и снимите промежуточную шестерню заднего хода. Затем выньте одновременно первичный и вторичный валы из роликовых подшипников картера сцепления. Снимите узел дифференциала. Выпрессуйте наружные кольца подшипников из картера сцепления, используя оправку.
  • Открутив болты крепления механизма выбора передач, снимите его. Открутите винт крепления рычага выбора передач и снимите его со штока, а шток выньте из картера сцепления. Без необходимости не следует снимать со штока выбора передач рычаг и шарнир, так как конические винты их крепления установлены на гер-метик.
  • При необходимости разборки вторичного вала зажмите его в тисках с накладками из мягкого металла, а затем, отвернув гайку, универсальным съемником стяните шариковый подшипник с вала. Аналогично стяните подшипник с первичного вала. Затем снимите с вторичного вала ведомые шестерни 4-й, 3-й, 2-й и 1 -и передач и детали синхронизаторов. Ступицы муфт синхронизаторов снимите на прессе или съемником.
  • Без необходимости не рекомендуется стягивать ступицы с вала, чтобы не уменьшить натяг в шлицевом соединении, также не рекомендуется выпрессовывать из картера сальники, если они не повреждены.
  • Разберите дифференциал, для чего при необходимости замены ведомой шестерни главной передачи открутите винты ее крепления и выпрессуйте шестерню с коробки дифференциала, снимите стопорное кольцо с оси сателлитов и выпрессуйте ось. Затем выньте из коробки дифференциала полуосевые шестерни и сателлиты. При необходимости, используя упор и универсальный съемник, стяните подшипники с коробки дифференциала и шестерню привода спидометра.
  • При необходимости разберите механизм выбора передач, для чего открутите гайку крепления оси рычага выбора передач и снимите стопорные кольца с оси вилки заднего хода и с оси блокировочных скоб, снимите вилку заднего хода, рычаг выбора передач в сборе с блокировочной скобой, ось рычага и пружину.
  • При необходимости снимите привод спидометра, для чего открутите гайку его крепления и, придерживая валик ведомой шестерни, выньте привод спидометра.
  • Приемы работ, порядок разборки (сборки) пятиступенчатой коробки передач аналогичны описанным выше, но прежде чем вынимать первичный и вторичный валы, выполните следующее: после снятия задней крышки застопорьте первичный вал фиксатором первичного вала коробки передач и отверните гайки с первичного и вторичного валов, затем отверните болт крепления вилки 5-й передачи на штоке и стяните с помощью универсального съемника со шлицев вторичного вала синхронизатор 5-й передачи в сборе с шестерней и вилкой.

Затем стяните шестерню с первичного вала и ударной, с помощью отвертки открутите винты крепления упорной пластины и снимите установочные кольца подшипников.

Проверка технического состояния деталей
Очистка

  • Перед осмотром детали коробки передач очистите. Щеткой или скребком удалите все отложения и очистите отверстия и шлицы от возможного загрязнения, затем промойте и обдуйте струей сжатого воздуха. Особенно хорошо надо продуть подшипники, направляя струю сжатого воздуха так, чтобы не возникло быстрого вращения колец.

Картер сцепления, картер коробки передач, крышка

  • На картерах коробки передач и сцепления не должно быть трещин, сколов, а на поверхности отверстий для подшипников — износа или повреждений. На плоскостях сопряжения картеров сцепления и коробки передач не должно быть повреждений, чтобы не допустить несоосности валов и потери герметичности прокладок.
  • Проверьте состояние задней крышки, чтобы убедиться, что сапун находится в хорошем состоянии, не загрязнен, а поверхность крышки, соприкасающаяся с картером коробки передач, не имеет повреждений. Очистите магнит от частиц износа деталей. Незначительные повреждения поверхностей устраните шлифовальной шкуркой. Поврежденные или изношенные детали замените новыми.

Сальники, уплотнительные прокладки

  • Проверьте состояние рабочих кромок сальников. На кромках не допускаются неровности и большой износ.

Образование в результате износа на рабочей кромке цилиндрического пояска более 1 мм не допускается. Даже при незначительном повреждении сальник замените новым. Уплотнительные прокладки рекомендуется заменять новыми.

Валы

  • Проверьте состояние шестерен первичного и вторичного валов. Зубья не должны иметь сколов, забоин и износа. На посадочных поясках валов для подшипников не должно быть задиров и износа. Шлицы и канавки валов не должны иметь вмятин, задиров и износа, чтобы обеспечить безлюфтовую посадку ступиц синхронизатора. При наличии указанных повреждений замените вал новым.

Шестерни

  • На шестернях не допускается выкрашивания, износа или забоин с торцовой стороны венца синхронизатора. Пятно контакта между зубьями шестерен в зацеплении должно распространяться на всю рабочую поверхность зубьев: указанная поверхность зубьев не должна быть изношена. Проверьте индикатором зазор в зацеплении зубьев шестерен, установив предварительно валы коробки передач в специальный картер с окнами для доступа к шестерням. Монтажный зазор должен быть 0,10 мм, предельный зазор 0,20 мм.

Подшипники

  • Шариковые, роликовые и игольчатые подшипники должны быть в безукоризненном состоянии. Радиальный зазор шариковых и роликовых подшипников не должен превышать 0,05 мм. На поверхностях шариков, игл и роликов, а также на беговых дорожках колец повреждения не допускаются. Поврежденные подшипники замените новыми. Иглы и сепараторы игольчатых подшипников не должны иметь повреждений и следов износа.

Штоки, вилки

  • Деформация вилок, штоков и рычагов выбора и переключения передач не допускается. Штоки должны свободно скользить в отверстиях картера и во втулках/Проверьте состояние пружин и шариков фиксаторов. Детали, имеющие следы заедания или износа, замените новыми.

Ступицы, муфты, блокирующие кольца синхронизаторов

  • Проверьте, чтобы ступицы не имели повреждений, особенно на поверхности скольжения муфт. Особое внимание обратите на состояние торцов зубьев муфт. Не допускается чрезмерный износ блокирующих колец, повреждений или следов заедания на шариках, пружинах и сухарях. Возможные неровности, препятствующие свободному скольжению муфт и блокирующих колец, устраните бархатным напильником. Детали, имеющие повреждения и износ, замените новыми.

Дифференциал

  • Проверьте состояние поверхности оси сателлитов, полуосевых шестерен, сателлитов и сопрягающуюся с ними сферическую поверхность коробки дифференциала. Проверьте состояние посадочных поясков для подшипников на коробке дифференциала. При незначительных повреждениях поверхностей устраните неровности мелкозернистой шкуркой, а при значительных — замените детали новыми.
  • Механизмы выбора и переключения передач. Проверьте состояние рычага выбора передач переднего и заднего хода, упорной втулки и шайбы, осей рычага выбора передач и блокировочных скоб. Изношенные и поврежденные детали замените. Проверьте состояние штока выбора передач, крепление и состояние рычага выбора передач, состояние сальника и защитного чехла. Изношенные и поврежденные детали замените. Проверьте посадку рычага переключения передач в шаровой опоре. Рычаг должен свободно, без заеданий, поворачиваться в опоре и не должен иметь свободного хода. Не допускается деформация тяги привода и повреждение защитного чехла. Деформированную тягу замените или выправьте.

Сборка коробки передач

  • Сборку коробки передач проводите в последовательности, обратной разборке.
  • При этом учтите следующее:
  • прежде чем крепить шарнир тяги и рычаг выбора передач на штоке, обезжирьте резьбовые отверстия в корпусе шарнира и ступице рычага, а также винты крепления; нанесите на резьбу винтов герметик и затяните их; при этом следите, чтобы не перепутать винты крепления. Они имеют разную длину, покрытие и моменты затяжки. Винт крепления рычага фосфатирован (темного цвета), длина его 19,5 мм, момент затяжки 2,4 кгс м, а винт крепления шарнира кадмирован (золотистого цвета), длина его 24 мм, момент затяжки 1,9 кгс м;
  • перед установкой сальника первичного вала и вала вилки выключения сцепления смажьте тонким слоем смазки рабочую поверхность сальника и смазкой втулки вала вилки выключения сцепления;
  • заложите смазку в шаровую опору рычага переключения передач;
  • вторичный вал соберите в последовательности, обратной разборке; при этом синхронизаторы установите на вал в собранном состоянии оправкой для напрессовки ступицы синхронизатора, предварительно нагрев их до температуры 100 оС.
  • При остывании нагретых деталей возможно заедание блокирующих колец на конусах шестерен. Для исключения этого перед установкой нагретого синхронизатора на вал между блокирующими кольцами и торцами шестерен установите специальную прокладку вильчатой формы, которую удалите после остывания деталей;
  • При сборке синхронизатора блокирующие кольца установите так, чтобы напротив гнезд ступицы под пружины фиксаторов расположились выступы меньшей высоты, а не большей, иначе после сборки не будут переключаться передачи.
  • Для облегчения установки фиксатора на его шарик нанесите немного консистентной смазки, вложите его в сухарь и, отжав пружину отверткой в сторону ее гнезда, установите на место сухарь в сборе с шариком. При этом напротив шарика должно быть расположено гнездо в скользящей муфте (наибольшей глубины).
  • Сборку дифференциала проводите в последовательности, обратной разборке, предварительно смазав моторным маслом полуосевые шестерни и сателлиты. Осевой зазор шестерни полуоси должен быть не более 0,3 мм, а момент сопротивления вращению шестерен дифференциала не должен превышать 1,5 кгс м.
  • При увеличенном зазоре, являющемся признаком износа деталей дифференциала, замените изношенные детали новыми.
  • Оправкой для напрессовки внутренней обоймы подшипника на коробку дифференциала напрессовывайте на коробку дифференциала внутренние кольца подшипников, предварительно установив ведущую шестерню привода спидометра.
  • Установив картер сцепления на стенд для сборки коробки передач, оправкой для запрессовки сальника штока выбора передач запрессовывайте в гнездо сальник штока, а затем вставьте в отверстие картера шток выбора передач и закрепите на нем рычаг выбора передач, предварительно обезжирив резьбовое отверстие и винт и нанеся на резьбу винта герметик.
  • Оправкой для напрессовки шарикового подшипника на вал приводной шестерни запрессовывайте в гнезда картера сцепления наружные кольца роликовых подшипников первичного и вторичного валов в сборе с сепараторами, а на валы напрессовывайте внутренние кольца этих подшипников.
  • Установите механизм выбора передач, убедившись, что рычаг штока выбора передач правильно занял свое положение относительно рычага механизма выбора передач. Закрепите механизм выбора передач. Затем запрессовывайте сальник в картер сцепления, выдержав размер 3,54+0,2 мм, чтобы рабочая кромка сальника расположилась на полированном пояске вала.
  • Напрессовывайте на первичный и вторичный валы шариковые подшипники, наверните гайки и затяните их динамометрическим ключом, после чего зачеканьте их. Длина зачеканки должна быть 3,5—4 мм и не должна переходить на резьбу вала. При заворачивании гаек на валах застопорите первичный вал фиксатором первичного вала коробки передач.
  • Установите в картер сцепления узел дифференциала. Чтобы полуосевые шестерни при сборке не сместились с посадочных мест, зафиксируйте одну из них со стороны картера сцепления специальной оправкой или заглушкой, применяемой при транспортировке дифференциала.
  • Установите одновременно первичный и вторичный валы в сборе с шестернями. Затем установите ось с шестерней заднего хода, при этом следите, чтобы вилка заднего хода вошла в паз промежуточной шестерни. Затем установите штоки переключения передач и закрепите вилки на штоках. Установите в гнездо картера очищенный магнит и прокладку между картерами сцепления и коробки передач.
  • Подберите регулировочное кольцо для подшипников дифференциала. Установите в гнездо картера коробки передач подобранное регулировочное кольцо и оправкой для запрессовки наружного кольца роликового конического подшипника дифференциала запрессуйте наружное кольцо роликового конического подшипника дифференциала. Установите на место привод спидометра, а затем установите на картер сцепления картер коробки передач и закрепите его гайками. Установите в канавки подшипников первичного и вторичного валов установочные кольца. Установите на место фиксаторы штоков и вилки заднего хода, закрепите крышку фиксаторов и заверните пробку фиксатора вилки заднего хода.

Подбор регулировочного кольца подшипников дифференциала

  • Подшипники дифференциала должны монтироваться с предварительным зазором 0,25 мм (для контроля — 0,15—0,35 мм).3азор обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца, устанавливаемого в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала.
  • Подбор толщины регулировочного кольца проводят при замене одной из следующих деталей: коробки дифференциала, подшипника дифференциала, картеров сцепления или коробки передач.
  • Определяйте толщину регулировочного кольца в следующей последовательности:
  • запрессуйте наружное кольцо роликового конического подшипника вместе с установочным кольцом в картер коробки передач. Установочное кольцо имеет постоянную толщину, равную 1,25 мм;
  • запрессуйте наружное кольцо другого подшипника дифференциала в картер сцепления. При этом следите, чтобы не перепутать наружные кольца подшипников дифференциала;
  • установите дифференциал в картер коробки передач и, закрыв его картером сцепления, затяните гайки крепления коробки передач к картеру сцепления моментом 2,5 кгс м, после чего проверните дифференциал для самоустановки подшипников на 2—3 оборота;
  • установите опорную оправку на коробку дифференциала и закрепите при помощи универсальной державки индикатор с удлинителем. Ножку индикатора установите на опорную оправку с предварительным натягом, равным 1 мм, и в этом положении зафиксируйте индикатор, а стрелку его установите на нуль;
  • переместите снизу дифференциал и определите осевое перемещение дифференциала по показаниям индикатора. При измерении осевого перемещения дифференциала нельзя проворачивать его, чтобы не исказить результаты измерения.
  • По формуле S=A+B+C подсчитайте толщину регулировочного кольца подшипников дифференциала. В этой формуле — толщина регулировочного кольца; А — осевое перемещение дифференциала; В — предварительный зазор подшипников дифференциала; С — толщина установочного кольца (величина постоянная).
  • После определения толщины регулировочного кольца разъедините картеры сцепления и коробки передач, снимите дифференциал, выпрессуйте наружное кольцо подшипника из картера коробки и вместо установочного кольца установите подобранное регулировочное кольцо. Запрессуйте наружное кольцо подшипника дифференциала, установите дифференциал в картер коробки передач и, закрыв его картером сцепления, затяните гайки крепления коробки передач к картеру сцепления.
  • Проверьте динамометром для проверки момента проворачивания приводной шестерни момент сопротивления проворачиванию дифференциала. Для этого пропустите наконечник динамометра через отверстие коробки диф-

ференциала (для вала привода колеса) до обхвата им оси сателлитов. Проверните рукоятку динамометра на несколько оборотов по часовой стрелке и по шкале определите момент сопротивления проворачиванию. Он должен быть: для новых подшипников 15—35 кгс см, для приработанных подшипников — как минимум 3 кгс см.

Установка коробки передач

  • Установку коробки передач проведите в последовательности, обратной снятию.
  • Прежде чем соединять приводы колес с полуосевыми шестернями, убедитесь в том, что стопорные кольца на внутренних шарнирах заменены новыми. Это очень важно, так как при установке старых колец возможно самопроизвольное разъединение приводов колес и полуосевых шестерен при движении автомобиля.
  • Перед установкой коробки передач нанесите тонкий слой молибденовой смазки на шлицевый конец первичного вала и смазку на наружную поверхность направляющей втулки муфты подшипника выключения сцепления. Затем сцентрируйте ведомый диск сцепления оправкой.
  • После установки коробки передач отрегулируйте свободный ход рычага вилки выключения сцепления и привод управления механизмом переключения передач в следующем порядке:
  • действуя снизу автомобиля, при ослабленном стяжном болте хомута тяги установите шток в нейтральное положение;
  • при поднятом декоративном чехле установите рычаг так, чтобы его нижняя часть расположилась перпендикулярно полу кузова, а рукоятка рычага находилась от правого сиденья на расстоянии, равном 1/3 расстояния между сиденьями. В этом положении затяните гайку стяжного болта хомута. При установке рычага используйте приспособление. При отсутствии этого приспособления рычаг удерживается в заданном положении вручную. После установки залейте в коробку передач трансмиссионное масло.

ПРИВОД ПЕРЕДНИХ КОЛЕС
Особенности устройства

  • Привод каждого колеса состоит из двух шарниров равных угловых скоростей (ШРУС) и вала, который у привода левого колеса сплошной, а у правого трубчатый.
  • Наружный шарнир состоит из корпуса, сепаратора, внутренней обоймы и шести шариков. В корпусе шарнира и обойме выполнены канавки для размещения шариков. Канавки в продольной плоскости выполнены по радиусу, что обеспечивает угол поворота наружного шарнира до 42°. Шлицевый наконечник корпуса шарнира устанавливается в ступицу колеса и крепится в ней гайкой. Обойма устанавливается на шлицах вала между упорным кольцом и стопорным кольцом.
  • Внутренний шарнир отличается от наружного тем, что дорожки корпуса и обоймы выполнены прямыми, а не радиусными, что позволяет деталям шарнира перемещаться в продольном направлении. Это необходимо для компенсации перемещений, вызванных колебаниями передней подвески и силового агрегата.

Снятие и установка привода колес

  • Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву и выполните с обеих сторон автомобиля следующие операции:
  • ослабьте болты крепления переднего колеса, снимите колпак ступицы и открутите гайку крепления ступицы колеса на корпусе наружного шарнира;
  • вывесите переднюю часть автомобиля и снимите переднее колесо;
  • отсоедините шаровой шарнир рычага подвески от поворотного кулака, открутив болты его крепления;
  • отводя в сторону телескопическую стойку передней подвески, выньте из ступицы шлицевый хвостовик наружного шарнира;
  • слейте масло из коробки передач; ударным съемником или молотком через выколотку выбейте корпус внутреннего шарнира из отверстия полуосевой шестерни, снимите привод колеса.
  • После отсоединения валов от коробки передач необходимо фиксировать полуосевые шестерни оправкой или технологической заглушкой, чтобы они не выпали в картер коробки передач.
  • Установка привода колес ведется в обратной последовательности. При этом обязательно замените стопорное кольцо корпуса внутреннего шарнира, чтобы не допустить самопроизвольного разъединения привода колеса и полуосевой шестерни.
  • После установки привода колес залейте моторное масло в коробку передач.

Разборка и сборка привода колес
Разборка наружного шарнира

  • Разборку шарнира проводите только в случае повреждения защитного чехла, когда возникает необходимость в замене смазки.
  • Для разборки наружного шарнира приспособлением для снятия и установки хомутов защитных чехлов привода колес снимите хомуты и сдвиньте защитный чехол по валу привода колеса (у привода правого колеса чехол подожмите или выверните).
  • Используя выколотку и молоток, сбейте с вала шарнир, прилагая усилие к обойме. Затем промойте шарнир.
  • Перед разборкой краской или оселком отметьте взаимное положение обоймы, сепаратора и корпуса шарнира. Закрепите наружный шарнир в тисках. Наклоните обойму и сепаратор таким образом, чтобы один шарик возможно полно вышел из паза корпуса шарнира. Отверткой, изготовленной из мягкого материала, выдавите шарик из сепаратора. Затем поверните все детали так, чтобы рядом расположенный шарик занял такое же положение, и выньте его из сепаратора.
  • Используя указанные приемы, извлеките и остальные шарики.
  • Последовательность удаления шариков может быть и другая — через один шарик. Допускается несильное постукивание по сепаратору или обойме предметом, изготовленным из мягкого материала.
  • Чрезмерное усилие поворота сепаратора недопустимо, так как возможна блокировка шарика, что затруднит дальнейшую разборку.
  • Установите сепаратор с обоймой так, чтобы удлиненные окна сепаратора расположились против выступов корпуса шарнира и выньте сепаратор. Выньте из сепаратора обойму, для чего один из выступов обоймы поместите в удлиненном окне сепаратора и выкатите обойму.
  • Еще раз тщательно промойте детали шарнира и проверьте состояние всех деталей, обращая особое внимание не только на их износ и повреждения, но и на наличие коррозии.
  • При износе рабочих поверхностей более 0,1 мм, повреждении или коррозии замените шарнир в сборе.
  • Сборка наружного шарнира проводится в последовательности, обратной разборке, с учетом следующего:
  • перед сборкой на все детали нанесите смазку;
  • при установке сепаратора в сборе с обоймой в корпус шарнира необходимо обеспечить совпадение меток, нанесенных перед разборкой;
  • при установке шариков в сепаратор наклоните обойму приблизительно на угол, в 2 раза больший, чем сепаратор;
  • заполните шарнир смазкой в количестве 40 см3;
  • установите новое стопорное кольцо в канавку вала строго по его центру, используя консистентную смазку. Затем уприте вал в обойму так, чтобы сохранилась соосность кольца относительно вала и обоймы. Резко ударьте по торцу вала привода колеса. При этом стопорное кольцо сжимается и проскальзывает через отверстие обоймы;
  • перед установкой внутреннего хомута выпустите воздух из чехла, для чего оттяните отверткой посадочный поясок чехла от вала привода, проверьте, нет ли трещин и деформаций в зоне гнезд хомутов. При их обнаружении замените хомуты новыми, используя приспособление для снятия и установки хомутов защитных чехлов привода колес;
  • замок хомута при его установке расположите вершиной фиксирующего зуба в сторону вращения шарнира. Зажимной хомут можно заменить на винтовой.

Разборка внутреннего шарнира

  • Последовательность разборки:
  • снимите хомуты приспособлением для снятия и установки хомутов защитных чехлов привода колес и сдвиньте по валу защитный чехол (у привода правого колеса чехол подожмите или выверните);
  • нанесите метки взаимного расположения разделяемых деталей:
  • выньте из корпуса шарнира фиксатор, а затем вал в сборе с обоймой, сепаратором и шариками;
  • отверткой, изготовленной из мягкого материала, удалите шарики и выньте обойму из сепаратора;
  • используя вышеуказанные приемы, разъедините детали шарнира, промойте их и внимательно проверьте состояние всех деталей. При износе рабочих поверхностей более 0,1 мм, повреждении или коррозии деталей замените шарнир в сборе.

Сборка внутреннего шарнира

  • Сборка внутреннего шарнира проводится в последовательности, обратной разборке. При этом, прежде чем устанавливать обойму на шлицы вала, убедитесь, что кольцевая проточка обоймы под упорное кольцо установлена в сторону вала.
  • После сборки убедитесь, что обойма в сборе с сепаратором и шариками свободно перемещается по всей длине пазов корпуса от усилия руки, в противном случае выявите причину заедания и при повреждении деталей замените шарнир в сборе. Затем, убедившись в правильной сборке, заложите в шарнир 80 см3 смазки.
  • Перед установкой хомутов выпустите избыток воздуха из чехла, оттянув отверткой посадочный поясок чехла от вала привода.