Раздел III РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, КОЛЕСА И ШИНЫ

  1. Топливо
  2. Моторные масла
  3. Трансмиссионные масла
  4. Тормозные жидкости
  5. Охлаждающие жидкости
  6. Колеса и шины

ТОПЛИВО

БЕНЗИНЫ
Характеристики

  • Основным эксплуатационным свойством бензинов является детонационная стойкость. Детонация — это процесс очень быстрого сгорания рабочей смеси (взрывной) с образованием в камере сгорания ударных волн. Детонация приводит к прогоранию поршней и выпускных клапанов. Внешние признаки детонации — характерный металлический стук и вибрация, черный цвет отработавших газов (дым), неровная работа двигателя.
  • Главным признаком детонации служит резкий звонкий стук в двигателе, который хорошо слышен с места водителя. Многие водители полагают, что это стучат поршневые пальцы. В действительности источником этих звуков являются вибрации деталей двигателя от действия детонационной (ударной)волны.
  • Основные причины возникновения детонации следующие: несоответствие сорта бензина степени сжатия двигателя (слишком низкое октановое число), раннее зажигание, большое количество нагара в камере сгорания, работа двигателя при полностью открытой дроссельной заслонке и низкой частоте вращения коленчатого вала, что бывает, например, при движении на подъеме «внатяг», когда водитель своевременно не перешел на низшую передачу. Длительная работа двигателя с интенсивной детонацией недопустима, так как это может привести к повреждению прокладки головки блока цилиндров, прогоранию поршней и клапанов. Однако незначительная детонация, которая сопровождается кратковременным, быстро исчезающим стуком в начале разгона автомобиля при полном нажатии на педаль дроссельной заслонки, считается нормальным явлением и не представляет опасности для двигателя.
  • Детонационные свойства оцениваются октановым числом, которое в свою очередь определяется двумя методами — исследовательским и моторным. Как правило, в обозначении бензина вместе с октановым числом указывается и метод, по которому оно определено (буква И — исследовательский). Чем выше октановое число, тем больше стойкость к детонации, тем больше и возможная степень сжатия двигателя, а следовательно, и больше мощность и экономичность.
  • Высокооктановые бензины получают двумя способами: сложным технологическим — увеличивают долю высокооктановых компонентов при производстве (неэтилированный бензин); более простой и дешевый способ — добавка к бензину тетраэтилсвинца (этилированный бензин).
  • В развитых странах этилированные бензины не используются.
  • Этиловая жидкость — это концентрат химических соединений свинца, и она, как и этилированный бензин, чрезвычайно ядовита, оказывает отравляющее действие на человека.
  • Используя этилированный бензин, будьте очень осторожны. Тетраэтилсвинец (а за границей еще и тетраметилсвинец) существенно повышает детанационную стойкость. Его для этого и добавляют, но на автомобилях, оснащенных лямбдазондом и каталитическим нейтрализатором отработанных газов (катализатором), этилированный бензин использовать нельзя — свинец быстро выводит их из строя.

Маркировка

  • В СНГ в настоящее время производят бензины: А-72, А-76, А-80, АИ-91, АИ-92, АИ-93, АИ-95 и АИ-98. Они выпускаются этилированными, малоэтилированными и неэтилированными, летних и зимних сортов.

Все этилированные бензины окрашивают: А-72 — розовый; А-76 — желтый; АИ-93 — оранжево-красный; АИ-98 — синий.

  • За рубежом основными являются две марки бензина: «Премиум» (1-й сорт, октановое число 97—98) и «Регуляр» (2-й сорт, октановое число 90—94). В Англии, США и некоторых других странах выпускается также бензин «Супер» (октановое число 99—102).

Применение

Для легковых автомобилей зарубежного производства используйте бензин с октановым числом не менее 91 —92, для автомобилей 90-х годов рекомендуется применять бензин с октановым числом не менее 94.

  • Качество бензина, кроме фактического значения октанового числа, определяется степенью загрязнения механическими примесями, содержанием кислот, щелочей, органических соединений, сернистых соединений. К сожалению, производимые в СНГ бензины на АЗС часто имеют пониженное качество по указанным выше показателям. В результате при сгорании топлива возникают детонационные процессы (заниженное фактическое октановое число); повышается интенсивность износа двигателя (механические примеси), усиливается смолообразование и нагарообразование, коррозионное воздействие на детали.
  • Топливная система должна быть обязательно оборудована фильтром тонкой очистки, за состоянием которого необходимо следить и периодически заменять. Учитывая невысокое качество бензина, период замены фильтра тонкой очистки — 10000— 15000 км. Полезно 1 раз в год промывать топливный бак. Для двигателей с впрыском и катализатором используйте бензин не хуже АИ—95 неэтилированный или малоэтилированный.

Хранение

  • При длительном хранении бензина его качество снижается. Обычно на одну-две единицы уменьшается октановое число и возрастает количество смол за счет окисления углеводородов, которые входят в состав бензина. Смолы, содержащиеся в бензине, образуют вязкие, липкие соединения коричневого цвета, которые оседают на всех деталях, соприкасающихся с бензином или его парами (на стержнях впускных клапанов, деталях карбюратора, внутренних стенках топливного бака и т. п.), что нарушает взаимодействие деталей и систем двигателя.
  • На процессы окисления бензина оказывает влияние ряд факторов. Медь и ее сплавы сильно ускоряют окисление, поэтому бензин в баке автомобиля, где имеются латунные заборная трубка и фильтрующая сетка, окисляется быстрее, чем в железной канистре. Способствует окислению и свободный доступ воздуха в емкость с бензином. В теплое время года процессы окисления протекают значительно интенсивнее, чем зимой.
  • При длительном хранении этилированного бензина в неплотно закрытой емкости теряется легколетучий бромистый этил — вещество, которое входит в состав этиловой жидкости и «выносит» оксиды свинца из камеры сгорания. Через некоторое время бромистого этила может остаться в бензине так мало, что он не сможет «связывать и выносить» весь свинец. При использовании такого бензина может сильно возрасти нагарообразование в двигателе.

Таким образом, бензин лучше всего сохраняется в плотно закрытой таре и в прохладном месте. Для этой цели пригодны канистры и подобные им емкости.

  • В средней климатической зоне бензин может храниться в плотно закрытых канистрах без существенной потери качества до 12 месяцев, а в баке автомобиля — не более 6 месяцев. Для северных районов сроки увеличиваются в 1,5—2 раза, а для южных — сокращаются вдвое.
  • Качество бензина, снизившееся в результате длительного хранения, можно улучшить, смешав бензин с двойным, тройным или большим количеством свежего бензина такого же сорта. Полученная смесь по качеству близка к свежему бензину.

Использование бензина другого сорта

  • Некоторые автолюбители хотят модернизировать свой автомобиль с таким расчетом, чтобы вместо бензина АИ-93 можно было использовать более дешевое топливо — А-76.

Для этого в конструкцию двигателя необходимо внести изменения, которые обеспечат нормальную (бездетонационную) его работу на новом, низкооктановом бензине.

  • Среди автолюбителей широко распространено мнение, что добиться желаемого можно, применив один из следующих способов: установка позднего зажигания, подача воды во впускной трубопровод или уменьшение степени сжатия. Кратко рассмотрим эти способы, не углубляясь в вопросы теории.
  • Следует отметить, что первый и наиболее простой из них — установку позднего зажигания путем соответствующего поворота корпуса распределителя — нельзя рекомендовать для постоянной эксплуатации автомобиля. При достаточно позднем зажигании двигатель действительно работает без детонации, но в этом случае из-за позднего и продолжительного сгорания тепловой режим его становится чрезмерно высоким: перегреваются поршни, поршневые кольца, выпускные клапаны и двигатель в целом. Длительная эксплуатация двигателя при позднем зажигании неизбежно сократит срок его службы, причем вероятны аварийные поломки из-за прогорания клапанов и подругам причинам.
  • Работа двигателя с подачей воды во впускной трубопровод детально и обстоятельно исследована учеными и инженерами. Был сделан следующий вывод: подача определенного количества распыленной воды позволяет двигателю работать без детонации на бензине с пониженным октановым числом. Однако практическому применению этого способа препятствуют следующие обстоятельства.
  • Во-первых, заметный положительный эффект можно получить только при большом количестве подаваемой воды. Например, для того чтобы двигатель, рассчитанный на бензин АИ-93, мог нормально работать на бензине с октановым числом 76, расход воды должен составлять не менее 15—20 % расхода топлива. Другими словами, за время использования полного бака бензина (около 50 л) в двигатель должно быть подано около 7,5—10 л воды. Следовательно, в автомобиле необходимо иметь большие емкости для воды, что, разумеется, неприемлемо с практической точки зрения.
  • Во-вторых, для получения удовлетворительных результатов количество подаваемой воды обязательно следует дозировать и изменять в строгом соответствии с изменением режима движения автомобиля (его скорости, нагрузки, профиля дороги и т. д.), чего реально можно добиться только с помощью сложной автоматической системы регулирования. Никакие способы «ручного» регулирования (различными кранами и т. п.) здесь непригодны, так как они не обеспечат необходимой точности.
  • В-третьих, при работе с подачей воды существенно снижается долговечность двигателя. Следовательно, и этот способ нельзя рекомендовать для практического использования.
  • Третий способ может быть с успехом реализован автолюбителями. Он заключается в снижении степени сжатия двигателя. Для этого необходимо увеличить объем камеры сгорания, поставив дополнительную прокладку под головку блока цилиндров.

Толщина дополнительной прокладки должна быть для автомобилей строго индивидуальной, например, для ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 — 1,3—1,5 мм, для ВАЗ-2105 — 1 — 1,2 мм. Прокладку изготавливают из листа алюминиевого сплава АМ-5 (или аналогичного) и устанавливают между головкой блока цилиндров и штатной уплотнительной прокладкой (конфигурация ее такая же).

В качестве дополнительной прокладки вместо специально изготовленной металлической недопустимо использовать штатную, т. е. ставить под головку две штатные прокладки. Такой комплект из двух металло-асбестовых уплотнительных прокладок недолговечен: металлическая окантовка отверстий для цилиндров, лишенная тесного контакта с массивной головкой блока, чрезмерно нагревается и через короткое время разрушается. Вслед за этим прокладки прогорают, а двигатель выходит из строя.

  • Автолюбителям следует знать, что при переходе на бензин А-76 мощность двигателя из-за снижения степени сжатия несколько уменьшается, а расход топлива повышается на 7—10%, т.е. приблизительно на 0,6— 1,0 л на 100 км пробега автомобиля. Для снижения степени сжатия не допускается использовать дополнительные переходники любой конструкции, которые вворачивают в отверстия для свечей зажигания. Практика показала, что эти детали при работе двигателя перегреваются, появляется калильное зажигание, смесь преждевременно воспламеняется в цилиндрах.
  • Применение этила для повышения октанового числа бензина крайне нежелательно. К такому способу можно прибегнуть лишь в крайнем случае, так как очень сложно рассчитать точную дозировку этила для того, что-бы октановое число 76-го бензина повысить до 92-го или 95-го.

Применение такой «суррогатной» смеси в двигателях современных иномарок может привести к печальным последствиям (выход из строя топливной аппаратуры и прогар поршней). При нынешних расценках на услуги автосервиса экономия на бензине может обернуться для вас дорогостоящим ремонтом двигателя.

  • Если вы залили неподходящий для машины бензин, прислушайтесь к работе двигателя. Если машина на нештатном топливе стала хуже тянуть — не страшно. Не давите до пола, чтобы перегрузкой не спровоцировать детонацию. Если двигатель резко теряет мощность и быстро перегревается, слышен посторонний стук, из выхлопной трубы валит черный дым, это серьезно. Вы имеете дело с детонацией, при которой эксплуатировать двигатель нельзя.
  • Существуют так называемые стабилизаторы октанового числа. Они немного повышают детонационную стойкость бензина, стабилизируют процесс сгорания и, кстати, очищают систему питания. Пузырек такой «химии» обычно рассчитан на одну заправку. Иногда это помогает. Многие современные автомобили оборудованы специальными устройствами, которые при первых признаках детонации изменяют угол опережения зажигания и выводят двигатель в относительно нормальный режим. Такие машины безболезненно реагируют на нештатный бензин (но только «слегка» нештатный), хотя мощность снижается и расход топлива возрастает.

ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО
Маркировка

  • В СНГ вырабатывается дизельное топливо трех марок: «Л» — летнее, применяемое при температурах окружающего воздуха 0°С и выше; два вида зимнего — «3» — первый вид применяется до — 20°С, второй до —30° С; «А» — арктическое, температура применения которого до — 50 «С.
  • Качество дизельного топлива определяется этановым числом, фракционным составом, вязкостью, степенью чистоты, наличием сернистых соединений. В соответствии с показателями качества дизельное топливо СНГ бывает высшего и первого сорта. В частности, в топливе высшего сорта марок «Л», «3» и «А» массовая доля серы не более 0,2%.

Применение

  • К сожалению, дизельное топливо на АЗС часто не отвечает требованиям по качеству для дизелей легковых автомобилей. Особенно это касается автомобилей выпуска с 1988 года. Некоторого улучшение качества дизельного топлива можно достичь путем длительного отстаивания его в емкости в помещении с примерно постоянной температурой. Срок отстаивания 7—10 дней.
  • При понижении ночных температур до 0°С — +2°С необходимо обязательно переходить на зимние сорта топлива или, по крайней мере, воспользоваться соответствующими присадками.

 

МОТОРНЫЕ МАСЛА

ИМПОРТНЫЕ МОТОРНЫЕ МАСЛА
Общие сведения

  • Каждый автовладелец желает максимально продлить срок службы двигателя своего автомобиля. Решающим фактором в достижении этого является качественная смазка всех трущихся деталей. Это как раз тот фактор, которым очень просто можно управлять без всякой помощи СТО и специалистов. Достаточно со знанием дела подбирать и использовать моторные масла и результат, как говорят, будет налицо. С другой стороны ошибки, неаккуратность в применении масел часто приводят к катастрофическим последствиям (заклинивание, задиры, интенсивные износы, закоксовывание поршневых колец и форсунок дизелей, засорение масляных каналов слабо-растворимыми отложениями, интенсивный нагар, ускоренное разрушение резиновых деталей и т.п.).
  • Особенно актуальным вопрос по моторным маслам стал в связи с расширением парка легковых автомобилей за счет иномарок. Проблема усложняется тем, что в этом парке автомобилей присутствуют практически все европейские и японские фирмы; возраст автомобилей колеблется от совершенно новых до 25-летних; у владельцев отсутствуют инструкции по эксплуатации; часто оказывается так, что за рубежом уже не выпускаются масла требуемых марок, чрезвычайно высокие цены обслуживания иномарок на СТО и т.д. Одновременно в продаже появилось очень много марок моторных масел, включая очень дорогие. Как найти сбалансированное решение по выбору масла для своего автомобиля? Для людей, желающих этот вопрос решить со знанием дела, советуем прочесть весь текст; автовладельцы, относящиеся к делу формально, найдут достаточно конкретные рекомендации применительно к своему автомобилю.

Характеристики масла

По некоторым данным, смазочные материалы впервые понадобились человеку около 6 тысяч лет назад. Многие ученые считают, что в те времена люди изобрели колесо, а потом и более-менее сложные механизмы для различных хозяйственных и военных нужд. Естественно, механизмы требовали смазки. Несмотря на то что нефть была известна человечеству с давних времен, она долго использовалась только в чистом виде. Когда нефть научились перерабатывать, из нее извлекали в основном керосин, а ценнейший, как потом выяснилось, остаток — мазут, который составляет 70— 90 % ее массы, использовали только как топливо или попросту сжигали.

Дальнейшее развитие технологии нефтепереработки позволило разделить мазут на фракции и производить из него различные масла, которые получили название минеральные или нефтяные.

  • Двигатели современных автомобилей отличаются высокими механическими тепловыми нагрузками и по-этому предъявляют высокие требования к качеству смазочного масла. Этого можно добиться, добавив к маслам специальные вещества, так называемые присадки, каждая из которых улучшает одно или сразу несколько свойств масла. Так, например, противоизносные присадки снижают износ трущихся деталей, моющие — уменьшают отложение «лака» на деталях и не допускают пригорания поршневых колец и т. д. В маслах современного ассортимента число вводимых присадок достигает десяти.
  • Никого не удивляет изобилие марок моторных и трансмиссионных масел, широко представленных на нашем рынке. Перед тем как приобрести понравившийся продукт, будь то ADDINOL, NESTE, SHELL или CASTROL, необходимо прежде всего определить принцип подбора масла для автомобиля. Все масла имеют множество показателей, которые указаны в технической характеристике, но покупателей должны интересовать только два из них: уровень качества (подойдет ли оно к автомобилю) и вязкость (годится ли для предстоящего сезона и для данного климата). Ответ на эти вопросы содержится в маркировке любого товарного сорта, принятой во всем мире системы индексации моторных масел.

По зарубежным стандартам, вязкость определяется и указывается по методике американского общества автомобильных инженеров SAE. Буквы SAE на этикетке означают, что последующие цифры характеризуют вязкость масла. Только вязкость, и ничего более. Буква W (Winter — зима) ставится в обозначениях зимних сортов. Стандарт SAE J300 предусматривает шесть зимних классов вязкости — OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, гарантирующих возможность холодного пуска и достаточную прокачиваемость при температурах от —30 °С до 5 °С соответственно. У летних сортов никакой буквы в обозначении нет, и с повышением вязкости (при t = 100 °С) они распределяются по классам SAE в следующем порядке: 20, 30, 40, 50 и 60. Для водителей, эксплуатирующих автомобиль круглый год, использовать сезонные сорта масел невыгодно из-за частой замены. Поэтому повсеместно применяются всесезонные сорта, в маркировке вязкости которых после букв SAE сначала следует зимний показатель, а затем летний. Между двумя обозначениями обычно ставят дефис или знак дроби, а иногда ничего, например, SAE 15W-40, SAE 5W/50, SAE 10W30.

Оценка качества масла

  • Международным языком здесь стала квалификационная система, разработанная Американским институтом нефти API. В институте регулярно проводятся испытания моторных масел всех флрм, по их результатам присваивается индекс качества в соответствии с требованиями, предъявляемыми конструкторами автомобилей.
  • Буквы API на этикетке предшествуют символам класса качества. Их два: шкала S — использование в бензиновых двигателях; шкала С — использование в дизельных двигателях. Ступени качественного уровня обозначаются латинскими буквами. В системе API есть восемь классов для бензиновых двигателей (А, В, С, D, Е, F, G, Н) и шесть классов — для дизелей (А, В, C, D, E, F4).

Классификация качества моторных масел по API

  • Для бензиновых двигателей SA-SD — отменены, не выпускаются SE — для конструкций до 1979 г. SF — для конструкций 1980— 1988 гг. SG — для конструкций 1989—1994 гг. SH (с 07.93 г.) — высший класс качества для новейших бензиновых двигателей
  • Для дизельных двигателей САСС — отменены, не выпускаются CS (с 1955 г.) — в настоящее время рекомендуется для двигателей легковых автомобилей СЕ (с 1984 г.) — охватывают весь спектр нагрузок CF4 (с 1991 г.) — охватывают весь спектр нагрузок
  • Комитет конструкторов автомобилей стран общего рынка ССМС контролирует качество масла и имеет свою индексацию. Эта организация преобразована в АСЕА, и новая спецификация АСЕА уже подготовлена, но указания ССМС еще действуют. ССМС G4 и ССМС G5 соответствуют уровням API SFnSG/SH для бензиновых двигателей; ССМС D4 и ССМС D5 соответствуют уровням API CD и CE/CF4 для дизельных. Индекс ССМС PD2 разрешает использовать эти масла в дизельных двигателях легковых автомобилей. С апреля 1989 г. не действуют классы G1 и D1, а с 1 января 1990 г. — классы G2, G3,D2,D3,PD1.
  • Индекс МIL-L говорит о том; что масло можно использовать в американской армии.
  • Некоторые сорта масел получают соответствующий сертификат JLSAC (международный комитет по стандартизации смазочных материалов) и клеймо ЕС (энергосберегающие). Такие масла уменьшают трение и позволяют экономить до 2,7 % топлива (для масел группы ЕС-II) и до 1,5 % (для масел группы ЕС-1).
  • Часто на упаковке встречаются номера сертификатов фирм производителей автомобилей, присваивающих их после заводских испытаний и рекомендующих использовать эти масла в производимых ими автомобилях.

Синтетические масла

  • Наряду с обычным минеральным маслом, продуктом прямой переработки нефти, существует масло синтетическое, полученное в результате реакции синтеза при взаимодействии различных молекул веществ животного или растительного происхождения.
  • Масло, приготовленное на синтетической основе, как правило, на 20—30 % дороже, зато оно обеспечивает больший пробег до очередной замены масла, а при регулярном использовании —долгую жизнь двигателю. «Синтетика» — прекрасный смазочный материал, многие его показатели превосходят аналогичные показатели масел с нефтяной основой: лучшая вязкость, меньшая испаряемость, более широкий диапазон рабочих температур, более высокая сопротивляемость окислению.
  • Синтетическое масло обеспечивает легкий пуск двигателя в сильные морозы и прекрасно защищает изнашивающиеся детали при больших нагрузках, позволяя экономить топливо, да и эксплуатационный расход масла снижается. Например, синтетическое масло NESTE-I 5W/50 имеет рекордно широкий диапазон рабочих температур: от —51 до +215 оС. Некоторые классы вязкости возможны только у синтетических продуктов, например, 5W — ADDINOL Super light 5W-40 или OW-CASTROL Formula SLX OW-30. Последний продукт появился в 1995 г., ему в полной мере присущи перечисленные выше достоинства: чрезвычайно благоприятная вязкостно-температурная характеристика при гарантированном обеспечении высоких смазывающих свойств в любых условиях и режимах. Масло OW-30 очень выигрывает в текучести при О °С, а при сильном перегреве (+150 °С) по вязкости его можно сравнить с гораздо более густым маслом сорта 5W-40. Следует заметить, что смешивать при эксплуатации синтетическое масло и «натуральное» нельзя, если это специально не оговаривается на упаковке.
  • Ведущие производители масел достигли такого уровня технологии, при котором можно смешивать синтетическое масло с другими типами моторных масел данного производителя.
  • Использование масла более низкого качества (например, группы Б вместо рекомендуемой Г) неизбежно приведет к снижению долговечности двигателя. По ряду причин не следует применять масла более «высоких» групп, чем рекомендованные.

Масло для малых дизелей

  • Среди владельцев дизельных легковых автомобилей распространено ошибочное мнение, что для их моторов подходит любое дизельное масло. К тому же такое суждение часто поддерживается продавцами дешевых дизельных масел для большегрузных транспортных средств. Нередко желание повысить объем сбыта идет вразрез с рекомендациями по использованию таких масел.

Покажем разницу между двигателями легковых и грузовых автомобилей. Мотор легкового автомобиля должен быть легким и небольшим, для грузовиков это требование не столь важно. Чтобы установить дизельный двигатель в легковом автомобиле, его габариты не должны превышать размеров бензинового мотора. Малый диаметр поршней и цилиндров, небольшой рабочий объем существенно ухудшают условия смесеобразования и сгорания по сравнению с большим дизелем. Чтобы получить достаточную мощность при малом размере мотора, приходится в несколько раз увеличивать обороты.

  • Например, для достижения номинальной мощности 2-литрового двигателя необходимо 4000—4500 об/мин, а для 12-литрового — 1900—2100 об/мин. В результате повышаются механические нагрузки от инерционных сил на детали двигателя и разделяющую их масляную пленку, а время смесеобразования резко сокращается. Поэтому дизели легковых автомобилей часто выполняют дополнительными («вихревыми») камерами сгорания. Существенный недостаток такой конструкции — образование большого количества сажи. Следовательно, вязкость масла в двигателях с вихревыми камерами повышается гораздо быстрее. К тому же в разделенных камерах сгорания частицы сажи гораздо крупнее. Это значит, что для поддержания их во взвешенном состоянии необходимо масло с более высокими диспергирующими свойствами.
  • В последние годы для повышения мощности на малых дизелях чаще применяют турбонаддув. Давление воздуха во впускном коллекторе за турбокомпрессором превышает атмосферное в 1,8—2 раза, в цилиндрах на протяжении всего цикла оно выше, чем снаружи. Поэтому у современного дизеля по сравнению с безнаддувным вариантом газы активнее прорываются в картер. Если к этому добавить повышенную температуру деталей поршневой группы и проблемы с охлаждением подшипника турбокомпрессора (с частотой вращения до 40 000 об/мин), то можно сказать, что условия работы масла резко ухудшаются, а это приводит к его ускоренному старению.

К малым дизелям также предъявляются высокие экологические требования. Чтобы уложиться в нормативы, используют катализаторы, рециркуляцию выхлопных газов. Это также ужесточает условия для действия масла.

  • Сроки замены масла на малых дизелях обычно гораздо меньше, чем для большегрузных автомобилей. Если на грузовых автомобилях высококачественные масла типа Castrol Turbomax допускается заменять через 45 000 км, а синтетическое дизельное масло Castrol Syntruck — через 90 000 км, то для малых дизелей это в среднем 10 000— 15 000 км.

Из сказанного выше следует, что для малого дизеля нужно специальное масло.

  • Приобретая масло для легкового автомобиля, нужно ознакомиться с маркировкой на упаковке. Солидные производители автомобильных масел обязательно указывают все классификации и спецификации, которым отвечает данный продукт. К примеру, моторное масло Castrol GTX5 Lightec имеет маркировку SAE 10W-40 API SJ/CF, ACEA АЗ-96, ВЗ-96, VW 00, VW 00. Из этой маркировки следует, что масло имеет класс вязкости 10W-40, класс качества по API — высший для бензиновых SJ (введен с октября 1996 г.) и дизельных CF. Дополнительно приведена классификация АСЕА(Ассоциация европейских производителей автомобилей), введенная с 1 января 1996 г. АЗ-96 — высший класс для бензиновых, а ВЗ — высший класс для дизельных двигателей. Кроме того, масло соответствует последним требованиям «Фольксваген» VW 505.00 и может применяться во всех легковых автомобилях «Мерседес-Бенц».
  • Таким образом, на этикетке моторного масла указываются:

1. Фирма-изготовитель масла.

2. Название масла.

3. Гpyппa качества по классификации API. Например, SG — масло высшего качества для бензиновых двигателей; СЕ — масло высшего качества для дизелей.

4. Маркировка по SAE (вязкостные свойства). Например: SAE 5W — чисто зимнее масло; SAE 40 — чисто летнее масло; SAE 15W-40 — всесезонное масло.

5. Основа масла: синтетическое, полусинтетическое, на минеральной основе.

6. Номер или индекс партии масла.

7. Дата изготовления.

Например:

1. ВР (British Petroleum)

2. Visco2000

3. SG/CC

4. SAE 15W-40

5. Min. (минеральное)

6. № 234567/96

7. 31.01.1998

  • Современные моторные масла, в отличие от чистых минеральных масел (без присадок), заметно темнеют уже через короткое время работы в двигателе. Это потемнение объясняется особенностями свойств масла, является вполне нормальным и не служит сигналом о загрязнении масла и необходимости его замены.
  • Как бензин попадает в масло Путей проникновения бензина в масло два (основной — через бензонасос). Нижняя его диафрагма защищает верхние от картерных газов, а в случае разрыва верхних — не допускает, чтобы бензин попал в картер. Поэтому необходимо периодически контролировать состояние диафрагм, это в ваших интересах.

Второй путь — через карбюратор, если в нем ненадежен запорный (игольчатый) клапан поплавковой камеры. В этом случае автомобиль может работать на «нагруженных» режимах, т. е. при большом расходе бензина. Когда потребление бензина снижается (например, на холостом ходу), его уровень в поплавковой камере начинает возрастать из-за негерметичности клапана, вплоть до переполнения карбюратора. Как правило, это сопровождается неизбежными при переобогащении смеси эффектами — темным дымом выхлопа, увеличенным содержанием СО, снижением оборотов холостого хода и даже полной остановкой двигателя.

  • Чтобы под карбюратором не скапливался слившийся бензин, для его отвода служит дренажная трубка, встроенная в коллектор. Но при ее засорении (а это бывает нередко) практически все излишки бензина попадают в цилиндры двигателя (если горячего, то они практически полностью испаряются). А вот при пуске холодного двигателя (при указанном выше дефекте) бензин по стенкам цилиндров стекает в картер, где смешивается с маслом. В дальнейшем при работе двигателя содержащийся в масле бензин тоже испарится, поэтому заметить его удается не всегда. Если вы попробуете обнаружить бензин, слив масло сразу после нескольких минут езды с высокой скоростью, то там его практически не окажется, хотя при пуске холодного двигателя вы отчетливо ощущаете его запах. Поэтому иностранные производители советуют при городской эксплуатации регулярно выезжать на скоростную трассу и совершать по ней получасовые поездки для удаления из масла попавшего туда при частых запусках двигателя бензина.
  • Высокий процент содержания бензина в масле, как правило, выдает вспыхивающая на холостых оборотах лампочка аварийного давления в системе смазки.

Выбор

  • При выборе моторного масла для иностранного автомобиля прежде всего надо руководствоваться указаниями инструкции по эксплуатации в зависимости от сезона (зима — лето).
  • Для двигателей, форсированных с турбонадувом, многоклапанных необходимо применять масло высших групп качества SG, SH, CD, СЕ. Для иномарок выпуска с 1988 года и позже масла производства СНГ применять не рекомендуется. Различные добавки, присадки скорее всего могут только ухудшить комплекс качества хорошего импортного масла. Кроме этого существует опасность появления твердых отложений в смазочной системе двигателя, засорение фильтра и т.д.

Покупка

  • Предпочтение при покупке надо отдавать товарам известных фирм в специализированных магазинах. Ряд менее известных фирм производят моторные масла по лицензиям. Они дешевле, но по качеству мало уступают оригиналам. Бывают в торговле и масла весьма посредственного качества в хорошо оформленной таре с маркировками, соответствующими высоким группам качества. Это — подделки! Руководствуйтесь следующими правилами: покупайте масла в солидных магазинах: на рынках имейте дело с торговцами, имеющими стационарные торговые точки; не гипнотизируйтесь внешним видом упаковки, в сомнительных случаях лучше отказаться от покупки. Не стесняйтесь спросить о документах, подтверждающих качество масла. Обычно это сертификат соответствияили качества. Если это ксерокопия сертификата, то она должна иметь утверждающую надпись с оригиналом оттиска печати органа сертификации, ответственного за удостоверение качества (а не фирмы-продавца). На сертификате должен быть указан номер партии масла, в точности соответствующий номеру партии на упаковке.
  • Владельцам автомобилей АЗЛК, ВАЗ мы также со ветуем не отказываться от возможностей увеличить срок службы двигателя машины путем применения высококачественных масел.

Хранение

Моторное масло должно храниться в герметичной таре, предохраняющей его от взаимодействия с воздухом и, самое главное, от попадания влаги. Вода, которая попала в масло даже в незначительном количестве (несколько граммов на килограмм масла), приводит к деструкции и выпаданию присадок в виде осадка. Масло необратимо теряет качество, восстановить его нельзя.

  • Практически для хранения масла подходят обычные канистры с исправной прокладкой под крышкой и пластмассовые банки с плотно завинчивающимися пробками. Посуду с маслом желательно держать в прохладном месте.
  • При соблюдении этих правил масло может храниться до 5 лет и не потеряет качества. Масло, которое долго хранилось, перед употреблением следует тщательно перемешать.

МОТОРНЫЕ МАСЛА СНГ

  • Моторные масла производства стран СНГ в целом по качеству значительно уступают зарубежным. Более того, аналогов зарубежным маслам высшего качества вообще не производится.
  • По действующей классификации все масла, предназначенные для двигателей внутреннего сгорания, называются моторными и в зависимости от рекомендуемых областей применения подразделяются на шесть групп (А, Б, В, Г, Д, Е). Для двигателей автомобилей используются только масла групп Б, В, Г; масла других групп для этой цели непригодны, поэтому для автолюбителей они практического интереса не представляют. Внутри каждой группы масла подразделяются на марки.
  • Условное обозначение масла состоит из буквы М, числа, указывающего величину вязкости масла, буквы, определяющей группу масла, а также индексов 1 или 2, обозначающих, что масло предназначено для карбюраторных двигателей или дизелей. Отсутствие индекса свидетельствует о том, что масло можно применять для обоих типов двигателей. Буква И после обозначения группы указывает на то, что в масле содержатся импортные присадки.
  • Например, возьмем масло М-8Г1. Буква М здесь означает, что это масло моторное, цифра 8 — характеристика вязкости, буква Г с индексом 1 показывает, что масло относится к группе Г и предназначено для смазывания высокофорсированных карбюраторных двигателей.
  • Свои особенности имеют обозначения так называемых загущенных масел, которые отличаются низкой зависимостью вязкости от температуры. Например, масло марки М-6у/10Г1. Здесь цифра 6 — условный класс вязкости при температуре 18 °С, буква у означает, что масло имеет загущающую присадку и предназначено для применения зимой, а также всесезонно, цифра 10 характеризует вязкость масла при 100°С, буква Г с индексом 1 показывает, что масло относится к группе Г и предназначено для смазывания высокофорсированных карбюраторных двигателей.

Вязкость

По показателям вязкости масла СНГ подразделяются на 22 класса: четыре зимних класса (3,4, 5, 6), семь летних(6—20) и одиннадцать всесезонных (3 3/8—6 3/ 16). Номер класса соответствует численной величине средней кинематической вязкости масла данного класса.

Маркировка

  • Всесезонные масла имеют смешанный индекс. Вначале идет показатель зимнего класса и затем через дробную черту показатель летнего класса.
  • Маркировка моторного масла производства СНГ начинается с буквы «М» (моторное); далее следует число, соответствующее классу вязкости; в конце расположена буква, характеризующая уровень качества. Например: М12П — летнее масло для бензиновых двигателей с вязкостью 12 и уровнем качества Г1; М6 3/12Г1 — всесезонное масло с вязкостными свойствами 6 3/12 и уровнем качества Г1.

Соответствие импортных и российских масел

  • При малых пробегах масло следует менять один раз в год независимо от пробега. У дизельных двигателей пробеги между сменами моторного масла в два раза меньше, чем для бензиновых двигателей.
  • Применение масел различных типов крайне нежелательно (при полной замене); смешивать масла различных типов нельзя.
  • Моторные масла одного типа, но различных марок смешивать не рекомендуется. Масла одного типа и марки, но различной вязкости смешивать можно.
  • При переводе двигателя на моторное масло другого типа следует выполнить операцию промывки двигателя специальными моющими маслами. Промывку смазочной системы следует выполнять, если на деталях двигателя (например, на крышке головки блока, маслоотражателях, корпусах подшипников) образуются вязкие смолистые труднорастворимые отложения. Промывка может быть выполнена и обычным моторным маслом, которое в этом случае заменяется через 300—500 км пробега.

 

ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА

Общие сведения

  • Для смазывания агрегатов автомобилей, содержащих зубчатые передачи — цилиндрические, конические, червячные, спирально-конические, гипоидные и пр., применяются специальные трансмиссионные масла.
  • В зубчатых передачах удельные нагрузки на зубья (в точках контакта) достигают 2000 МПа (200 кг/мм2), а в гипоидных могут превышать 3000 МПа (300 кг/мм2). Для сравнения заметим, что давление между контактирующими деталями двигателей в десятки раз меньше. При этом масло в агрегатах трансмиссии разогревается при работе автомобиля до 100 — 150° С, а в зонах контактов зубьев до 300° С. С другой стороны, ясно, что при низких температурах трансмиссионное масло должно быть готовым смазывать контактирующие поверхности зубьев немедленно с момента начала движения. Поэтому к трансмиссионным маслам предъявляется широкий спектр эксплуатационных требований. Для автолюбителей же представляют интерес основные обобщенные показатели качества масла, в целом определяющие долговечность трансмиссионных агрегатов, удобство эксплуатации при приемлемых затратах.

Характеристики

  • Во-первых, это комплекс противоизносных и противозадирных свойств. Противоизностные качества масла характеризуют его смазывающую способность и обеспечивают минимальные износы контактирующих поверхностей; противозадирные свойства предотвращают задирание и сваривание поверхностей в точках контакта. Безусловным условием хороших противоизностных и противозадирных свойств является способность масла образовывать на поверхности деталей сверхпрочную пленку. Эти свойства масла определяют его уровень качества.
  • Во-вторых, как и для моторных масел, важнейшими являются вязкостно-температурные свойства.
  • Классификация и маркировка трансмиссионных масел, как и моторных, основывается на обобщенных показателях качества и вязкости. За рубежом для трансмиссионных масел используются системы классификации API и SAE.

Качество

  • Классификация по качеству учитывает конструктивные особенности агрегатов трансмиссий, нагруженность и специфику работы зубчатых передач. Система API включает шесть групп качества масел. Чем больше число после букв, тем выше качество и, соответственно, гарантия долговечной работы агрегатов трансмиссии. Масла GL-5 и GL-6 составляют группу универсальных трансмиссионных масел, которые используются в главных передачах, коробках передач, раздаточных коробках. Масла этих групп качества допущены к использованию в армиях США и НАТО.
  • Трансмиссионные масла выпускают на синтетической (100%), полусинтетической и минеральной основах.

Вязкость

  • Классификация трансмиссионных масел по вязкости в системе SAE включает шесть классов. Для первых трех классов, имеющих индекс W (зимнее), нормируются требования к вязкостным свойствам при низких температурах. Для остальных классов установлены предельные значения вязкости при температуре масла 99°С.

Маркировка

  • Масла SAE 75W, SAE 80W и SAE 84W являются зимними; масла SAE 90, SAE140 — летние; SAE 250 — тропическое и для особо тяжелых условий работы. Всесезонные масла имеют маркировку: SAE 80W-90; SAE 80W-140; SAE 85W-140. Масла с повышенными противозадирными свойствами в маркировке после числовых значений имеют индексы ЕР или HD.
  • Трансмиссионные масла для автоматических коробок передач не имеют своей классификации по API. Их уровни качества и вязкостные свойства часто описывают по системам ведущих автомобильных фирм, например, General Motor и FORD. Для автомобилей, предназначенных для Европейского рынка, как правило, рекомендуются масла с обозначением «Dexron».
  • На этикетке трансмиссионного масла указывается:

1. Название фирмы-изготовителя.

2. Марка масла (наименование масла).

3. Группа качества по классификации API (GL-1 — GL-5).

4. Маркировка по SAE.

5. Основа масла: синтетическое, полусинтетическое, минеральное.

6. Номер или индекс партии масла.

7. Дата изготовления.

Например: CASTROL, TAF-X, GL-5, 75W-90, №753418531.01.1998.

Выбор импортного трансмиссионного масла

  • Прежде всего руководствуйтесь инструкцией по эксплуатации, в которой для вашего автомобиля могут быть рекомендованы конкретные марки трансмиссионных масел.
  • Если по тем или иным причинам вам предстоит самим решить, какое масло использовать, руководствуйтесь следующим. Для иномарок выпуска 1984—90-х годов с гипоидными передачами следует применять фирменные масла групп GL-4, GL-5; для машин выпуска до 1984 года подойдут и лицензионные масла группы GL-4. Если коробка передач и главная передача автомобиля выпуска 80-х годов состоит из цилиндрических шестерен (например, переднеприводных автомобилей с поперечным расположением двигателя), то можно остановиться на маслах группы GL-4 или лицензионных маслах групп GL-4, GL-5.
  • Выбор импортного масла по основе целиком зависит от выделенных на покупку средств. Конечно, синтетика — это наилучший выбор во всех случаях, но роскошь. Полусинтетическое масло для автомобиля выпуска 90-х годов наиболее удачный компромисс между ценой и качеством.
  • Современные трансмиссионные масла на минеральной основе могут находиться в картерах агрегатов без замены 20—60 тысяч километров. Долговечность синтетических и полусинтетических масел в 2—2,5 раза больше. Периодичность замены трансмиссионного масла существенно зависит от конструкции агрегата.
  • В номенклатуре трансмиссионных масел имеются масла, разработанные специально по заказам ведущих автомобилестроительных фирм. В них учтена специфика конструкции агрегатов и технологии производства зубчатых колес.
  • Покупка трансмиссионного масла сопряжена с теми же проблемами, что и покупка моторного масла. Поэтому, данные выше рекомендации и для этого случая остаются в силе.

ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА СНГ

Вязкость

  • Трансмиссионные масла производства СНГ классифицируются стандартом ГОСТ 17479.2-85. По вязкости введено четыре класса.

Качество

  • По эксплуатационным свойствам в ГОСТе установлено пять групп.

Маркировка

  • Обозначение трансмиссионных масел СНГ включает буквенный индекс ТМ — масло трансмиссионное, следующая за ним цифра — группа масла по эксплуатационным свойствам и последняя цифра — класс вязкости. Например, ТМ-5-18 — масло трансмиссионное, 5-й группы по эксплуатационным свойствам, класс вязкости 18. Популярное трансмиссионное масло ТАД-17И в соответствии с ГОСТ 17479.2-85 обозначается ТМ-5-18.

ПЛАСТИЧЕСКИЕ СМАЗКИ

  • Автомобилисты выбирают пластические смазки, как правило, целевым образом, т.е. для конкретного узла и условий работы. Этим обобщенно учитываются следующие свойства смазок и условия их работы в узле: вязкость, водостойкость, температурный диапазон применение, прочность, противозадирные свойства, несущая способность смазывающей пленки, удельные давления сопрягаемых деталей и т.п.
  • Выбор смазок выполняйте в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля.
  • Необходимо отметить, что при герметичности сред-ненагруженного узла трения современные пластические смазки имеют очень большие ресурсы 100—200 тыс. км. К таким узлам относятся шарниры подвески, рулевого управления. Смазка в ступицах колес требует сравнительно частого обновления, раз в два-три года. Полезно с такой периодичностью обновлять пластические смазки и в других доступных узлах трения.
  • При замене смазок в узлах автомобиля надо иметь в виду, что смазки одинакового назначения, но различных марок могут быть несовместимы. Поэтому при первом обслуживании подержанного автомобиля целесообразно удалить всю старую смазку и при возможности промыть узел.

 

ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ

Характеристики

  • Качество тормозной жидкости тем лучше, чем выше следующие ее параметры и характеристики:
  • температура кипения собственно жидкости в том числе, при поглощении 2—4% влаги;
  • вязкостно-температурные свойства и их стабильность;
  • антикоррозионные и смазывающие свойства;
  • совместимость с резиновыми деталями.
  • Во время торможения тормозная жидкость в рабочих цилиндрах нагревается до сравнительно высоких температур. Если температура достигнет точки кипения тормозной жидкости, то в ней могут образоваться паровые пробки. Тормозной привод при этом становится податливым (педаль проваливается) и эффективность работы тормозов резко снижается. Это имеет особое значение для дисковых тормозных механизмов и скоростных автомобилей.
  • Основной недостаток используемых в настоящее время тормозных жидкостей — гигроскопичность. Установлено, что за год жидкость в тормозной системе «набирает» 2—3% воды, в результате чего температура кипения снижается на 30—50″С. Поэтому автомобильные фирмы рекомендуют обязательно менять тормозную жидкость 1 раз в 2 года вне зависимости от пробега.

Маркировка

  • В области тормозных жидкостей за рубежом применяются два основных стандарта: первый — SAE J1703 и второй США — нормы DOT (Departament of Transportation).
  • В настоящее время изготовители тормозных жидкостей в рекламах, документах и упаковке, как правило, указывают соответствие жидкости нормам DOT.
  • Для легковых автомобилей в зависимости от конструкции, технической характеристики и года выпуска применяются жидкости, соответствующие требованиям DOT-3, DOT-4 и DOT-5. Нормам DOT-5 отвечают наиболее современные жидкости, предназначенные для скоростных и спортивных автомобилей.

Импортные тормозные жидкости

1. ATE SUPER DOT-4
2. SHELL DONAX YB DOT-3, DOT-4
3. AGIP BBRAKE FLUID DOT-3, DOT-4
4. MOTUL HYDRAULIC DOT-5
5. ATE BREMSEN DOT-4

 

ОХЛАЖДАЮЩЕЕ ЖИДКОСТИ

Характеристики

  • Охлаждающие жидкости должны удовлетворять следующим основным требованиям:
  • эффективно отводить тепло от цилиндров двигателя, для чего обладать большой теплоемкостью и хорошей теплопроводностью;
  • обладать низкой температурой кристаллизации (замерзания);
  • не образовывать отложений в системе охлаждения;
  • не вызывать коррозии металлических деталей и не разрушать резиновые элементы системы охлаждения;
  • не вспениваться в процессе работы.
  • Наибольшее распространение получили этиленгли-колевые охлаждающие жидкости на основе этиленглико-ля и воды (дистиллированной) с комплексом присадок.

Применение

  • Антифризы получаются как водные растворы соответствующих концентратов. В процессе эксплуатации качество антифриза можно контролировать по плотности. Из охлаждающей жидкости в процессе эксплуатации в первую очередь испаряется вода, которую следует периодически доливать (дистиллированную). Необходимо следить за тем, чтобы в антифризы не попадали бензин и масла, так как они вызывают вспенивание и выброс жидкости из системы.
  • Срок службы охлаждающих жидкостей типа «То-сол» и «Лена» ограничивается долговечностью присадок и обычно составляет 2 года; по пробегу для различных автомобилей в среднем составляет 50000 км.
  • При первом техобслуживании подержанного автомобиля следует заменить охлаждающую жидкость. После слива старой жидкости заправьте систему чистой водой, пустите двигатель и дайте ему поработать на холостых оборотах 15—20 минут; затем слейте воду и заправьте систему новой охлаждающей жидкостью.
  • В торговле имеются концентраты охлаждающих жидкостей производства известных зарубежных фирм: «ANTIFREEZE 500», «ADDINOL FROOSTOX», «GLYCO-SHELL PLUS», «AFROSTIN» и другие. Они близки по составу к жидкостям Тосол и Лена, но долговечнее. Некоторые охлаждающие жидкости сертифицированы автомобильными фирмами и указываются в инструкциях. Долговечность жидкости, рекомендуемой фирмой «Мерседес», достигает трех лет.

 

КОЛЕСА И ШИНЫ

Шины

Шины имеются в продаже новые и не очень, камерные и бескамерные, радиальные, диагональные, шипованные и с аквапрофилем.

От того, во что «обут» автомобиль, зависит его устойчивость на дороге, комфортность езды и ваша безопасность. Поэтому при выборе шин полезно иметь о них минимум необходимой информации.

  • По своему конструктивному исполнению шины делятся на камерные и бескамерные. Камерные отошли в прошлое. Кроме того, что у колес с камерными шинами существуют дополнительные трудности с шиномонтажом, они весьма чувствительны к проколам.
  • Применение бескамерных шин повышает безопасность, так как герметизирующий внутренний слой обволакивает проколовший шину гвоздь или другой предмет, за счет чего выход воздуха значительно замедляется. В камерной шине камера испытывает напряжение, и при повреждении освобождаются растягивающие усилия, которые увеличивают место повреждения и повышают выход воздуха.
  • Диагональная шина отличается от радиальной конструкцией каркаса, направленностью корда и тем, что покупателю не интересно. Интересно будет другое. Радиальные шины обладают рядом преимуществ по сравнению с диагональными. Основными из них являются меньший износ, меньшее сопротивление качения, безупречное движение по прямой, более быстрая реакция на поворот руля, меньшая чувствительность при переезде через препятствия (например, рельсы и т.п.), лучшая характеристика упругости, большая грузоподъемность при сравнении с диагональными такого же профиля. Радиальные шины имеют при этом больший резерв скорости.
  • В качестве недостатка радиальной шины можно назвать большую массу и соответственно больший момент инерции вращения, что заметно при разгоне и торможении.
  • Однако эти недостатки сполна компенсируются перечисленными достоинствами, поэтому в настоящее время практически все легковые автомобили оснащены радиальными шинами. Исключение составляют автомобили, назначение которых предполагает движение в сложных дорожных условиях и по пересеченной местности, а также гоночные автомобили.
  • Шины с радиальным каркасом имеют некоторые особенности: у них более тонкие и менее прочные боковины, которые легко повредить, например о бордюрный камень.
  • Нужно поддерживать нормальное давление воздуха в радиальных шинах, в противном случае срок их службы существенно сократится.
  • На правое и левое колеса одного из мостов автомобиля обязательно должны быть установлены однотипные шины одной модели. Категорически запрещено ставить на одно колесо диагональную шину, а на другое — радиальную, так как при этом ухудшаются устойчивость и управляемость автомобиля.
  • На разные мосты автомобиля можно ставить разнотипные шины, но это нежелательно. Если уж это случилось, то радиальные шины должны стоять на задних колесах, а диагональные — на передних. Иначе автомобиль приобретет так называемую избыточную поворачиваемость, при которой ухудшается устойчивость прямолинейного движения, увеличивается склонность автомобиля к заносу, затрудняется прохождение поворотов.
  • Каждая шина может выдержать определенную нагрузку. Более того, при резком торможении и разгоне нагрузка увеличивается. Конструкторы автомобилей при расчете тормозной системы применяют коэффициент перераспределения нагрузки 1,4, т.е. при экстренном торможении нагрузка на шину возрастает почти наполовину. Конечно, никто не хочет, чтобы в экстремальной ситуации шины подвели. При выборе шин вспомните об этом и обязательно поинтересуйтесь, на какую нагрузку рассчитана шина.

Маркировка шин

  • Надписи на шинах, с точки зрения автолюбителя, можно разделить на основные и информационные.

Основные надписи выполняют крупным рельефным шрифтом и сообщают потребителю следующую информацию: название фирмы-изготовителя, модель шины, размер, тип шины, индексы скорости и грузоподъемности. Например, Mischelen 175/70 R13 80S STEEL RADIAL TUBELESS обозначает, что шина выпущена фирмой «Mischelen»; ширина профиля шины 175 мм; отношение высоты шины к ширине 70%; шина радиальная («R») и («Radial»); диаметр обода 13 дюймов; индекс грузоподъемности 80, максимально допустимая нагрузка 450 кг; S — индекс допустимой скорости, в данном случае 180 км/час; STEEL — шина с металлокор-дом; TUBLESS — бескамерная. Если шина камерная, то вместо слова TUBLESЫ наносят слово TUBE или TUBE TYPE. Если отсутствует число в знаменателе дроби, то отношение высоты шины к ширине 80%.

  • Ряд информационных надписей и индексов также могут представлять интерес для автолюбителя: дата изготовления, штамп ОТК с указанием сорта шины (для СНГ), балансировочная метка — точка или кружок, выполненные светлой краской и расположенные в самом легком месте шины (при шиномонтаже это место совмещают с вентилем); для шин повышенной проходимости на боковине стрелкой показывают направление преимущественного вращения колеса (движение вперед); для зимних шин индекс «M+S» (MUD AND SNOW) — грязь и снег; усиленные шины обозначают надписью «RAINFORCED»; DOT — обозначение, указывающее, что изготовитель гарантирует соответствие шины стандарту США по требованиям к безопасности движения; буква «Е» с цифровым индексом в кружке подтверждает, что шина получила сертификат соответствия европейскому стандарту безопасности — Правилу 30 ЕЭК ООН (цифровой индекс — код страны, в которой шина проверена на соответствие). Кроме этого, на шине могут указывать тип и конструкцию корда, наносить индикаторы износа, обозначения стандартов.
  • Разберемся с индексами допустимой скорости. Они, как указывалось выше, буквенные, а именно: L — 120 км/ч; М — 130; N — 140; Р — 150; Q — 160;R — 170; S — 180; Т — 190; Н — 210; V — 240 и W — 270 км/ч. Индексы скорости ставятся сразу после индекса грузоподъемности. Если индекса скорости нет, то допустимая скорость не превышает 150 км/час. Индексы грузоподъемности цифровые. Чем больше число индекса, тем больше грузоподъемность — «72» — 355 кг; «76» — 400 кг; «82» — 475 кг; «84» — 500 кг; «95» — 650 кг.

Конструкции шин

  • Диагональные шины по комплексу своих технико-экономических характеристик значительно уступают радиальным и поэтому для легковых автомобилей не используются. Бескамерные шины имеют ряд преимуществ перед камерными (меньше сопротивление качению, меньше вес, значительно лучше характеристики безопасности). Однако эксплуатация этих шин требует исключения случаев деформации элементов обода колеса (закраин), что не просто обеспечить на дорогах СНГ. По этой же причине не следует увлекаться бескамерными сверхнизкопрофильными шинами. Отметим, что эти шины имеют отношение высоты к ширине 60, 55, 50, 45, 40, 35% и предназначены для скоростных машин и хороших дорог.

Сезонность шин

  • Существуют три вида рисунка протектора для легковых автомобилей.
  • Первый — это шины с летним рисунком протектора (или дорожным). Протектор имеет множество составляющих элементов, которые образуют продольные канавки и ребра. Микрорисунка на них, как правило, нет. Такие шины предназначены для асфальтобетонных дорог с сухим и мокрым покрытием и малопригодны для езды по проселочным дорогам, особенно в увлажненном состоянии. Тем более они не пригодны для заснеженных дорог в любом состоянии.
  • Второй — шины с универсальным рисунком протектора (всесезонные). Канавки между составляющими элементами достаточно широкие в продольном и поперечном направлениях. Протектор имеет еще и микрорисунок — узкие («ножевые») прорези. Универсальный рисунок дает хорошее зацепление с мягким грунтом. Универсальные шины значительно лучше, чем летние ведут себя на зимних дорогах. Однако на твердом покрытии (асфальтобетон) универсальный протектор изнашивается на 10—15% быстрее летнего.
  • Третий — шины с зимним рисунком протектора, который образуется отдельными блоками, разделенными широкими канавками. На канавки приходится 25—40% площади пртектора. Зимние шины имеют широкий диапазон типов и форм протектора — от сравнительно гладких универсального использования (для очищенных зимних дорог) до грубых с развитыми грунтозацепами, предназначенными для заснеженных дорог со льдом. Зимние шины часто снабжаются шипами. На асфальтобетонных покрытиях в летний период такие шины изнашиваются весьма интенсивно и отличаются высокой шумностью. Однако теперь имеются зимние шины нового типа.
  • Технология ламелирования покрышки (оснащение ее тонкими металлическими пластинками-ламелями) гарантирует высокую безопасность при эксплуатации автомобиля в любых погодных условиях и при любом состоянии дорожного покрытия. Следует отметить, что новые покрышки не только обеспечивают спокойную езду зимой, но и могут успешно конкурировать с летними при движении по сухой поверхности.
  • Хорошее сцепление и высокая тяга при использовании этих покрышек достигаются за счет тонких металлических пластин, которые впиваются острыми краями в скользкую дорогу. Благодаря особому составу резины шины даже при самой низкой температуре сохраняют эластичность. Использование металлических пластин позволило уменьшить внешнее отличие между зимними и летними покрышками и свести к минимуму шум, сопровождающий движение.

Реакция рынка на появление новых шин последовала незамедлительно. Заметно возросла готовность автовладельцев приобрести комплекты зимних покрышек, расширился ассортимент продукции. Например, в Германии около 40 % автомобилистов регулярно заменяют резину зимой, в том числе многие владельцы машин с двигателями высокой мощности, а служебный автотранспорт, находящийся в ведении фирм, почти на 100 % использует зимние шины.

  • Растущее число владельцев зимних комплектов среди водителей скоростных автомобилей объясняется техническими особенностями покрышек для машин высокого класса. Широкие шины дорогих авто плохо обеспечивают сцепление с дорожным покрытием при его обледенении. В сырую зимнюю погоду даже при плюсовой температуре скоростные автомобили на широких шинах летней конфигурации постоянно подвергаются опасности заноса. Даже в сухую погоду при температуре ниже 7 °С их тормозной путь значительно увеличивается. Учитывая это, производители начали выпускать комплекты зимних покрышек соответствующей ширины для автомобилей, развивающих скорость 190—210 км/ч.
  • Переходить на зимние шины рекомендуется всем автовладельцам. Однако лишний комплект стоит недешево. Тем, кто считает такие затраты неоправданными, следует принять во внимание, что при использовании зимних покрышек в течение хотя бы 4 месяцев в год летняя резина меньше изнашивается. Поэтому, решая вопрос о приобретении зимнего комплекта шин, водитель должен учесть характер местности, по которой ему придется ездить. Так, владелец автомобиля средней мощности, совершающий поездки преимущественно по городу, может обойтись без замены летнего комплекта.

Однако ездить с летними шинами по снегу и льду на машине, способной развивать скорость более 200 км/ч, недопустимо. Конечно, зимние шины должны быть пригодны не только для езды по заснеженным дорогам, но и для движения по сухому и мокрому асфальту.

Уход за шинами

  • Уход за шинами не отличается большой сложностью. Не ездите слишком быстро, особенно на неровныхдорогах. Осторожно переезжайте препятствия вроде рельсов — на них легко пробить шину насквозь. Поддерживайте в шинах нормальное давление, при этом обязательно пользуйтесь манометром. Кстати, нет необходимости проверять давление ежедневно, как рекомендуют некоторые инструкции. Если отсутствует заметная утечка воздуха из шины, то давление достаточно измерять один раз в 5—7 дней. Обязательно проверьте шинный манометр (они часто дают неправильные показания). Проще всего это сделать, измерив давление в одном из колес автомобиля сначала обычным манометром, а затем — контрольным, исправность которого не вызывает сомнений. Сравните их показания.

Мелкий ремонт шин

  • Самостоятельно удается отремонтировать только небольшие проколы и мелкие повреждения шин. Камеры и покрышки со сравнительно крупными повреждениями могут быть отремонтированы только в мастерской, располагающей всем необходимым оборудованием.
  • Заклеивать проколы в камере холодным способом с помощью резинового клея нежелательно. Это не надежно и не может быть рекомендовано даже как временная мера в пути. Поврежденные камеры следует вулканизировать. Порядок выполнения ремонта с помощью портативного электровулканизатора следующий.
  • Нужно хорошо зачистить место прокола и пространство вокруг него в радиусе 3—4 см крупным напильником, шкуркой или специальной теркой из листового металла, чтобы добиться шероховатой поверхности. Протирать бензином зачищенную поверхность не следует.
  • Необходимо вырезать из листа свежей (не высохшей) сырой резины толщиной около 3 мм заплату с таким расчетом, чтобы она перекрывала повреждение с запасом 2 см со всех сторон. Наложите ее на место повреждения и вставьте камеру в электровулканизатор заплатой в сторону нагревательного элемента. Чтобы заплата не приварилась к вулканизатору, между нею и нагревательным элементом положите листок тонкой фольги от конфеты, затяните винт струбцины рукой средним усилием (без применения каких-либо инструментов).
  • Вулканизатор подключите к аккумуляторной батарее на 15 мин. Если аккумуляторная батарея очень разряжена, пустите двигатель. По истечении указанного времени вулканизатор нужно выключить и дать ему полностью остыть, не ослабляя струбцину. Ремонт окончен. Теперь осталось припудрить отремонтированное место тальком.
  • Надежен и удобен способ ремонта камер при помощи самовулканизирующегося клея и заплат из специальной резины. Камеру зачищают, смазывают клеем и накладывают заплату, освобожденную от защитной пленки.
  • Как выйти из положения, если повреждена камера, а у вас нет ни вулканизатора, ни запасного колеса? Если прокол невелик, камеру можно временно отремонтировать при помощи винта диаметром 5—6 мм с гайкой и двумя шайбами. Одну шайбу и гайку проталкивают через прокол внутрь камеры, а затем, поддерживая их через резину, снаружи вставляют винт с шайбой и плотно затягивают. Стенка камеры оказывается плотно зажатой между двумя шайбами. При первой возможности, конечно, камеру нужно завулканизировать.
  • Может случиться, что домкрат неисправен. В этом случае поднять автомобиль для замены колеса трудно, но все же возможно. Для этого надо наехать поврежденным колесом на камень высотой не менее профиля шины, подложить под нижний рычаг подвески чурбан или другую надежную подставку и достать из-под спущенного колеса камень. После замены колеса подставку нужно аккуратно выбить.

Покупка шин

  1. Решается вопрос о сезонности шин (например, летняя или универсальная).
  2. Точно решается вопрос о размерности. Внимание: первое число в маркировке размерности (ширина) не должно быть меньше, чем у штатной (рекомендуемой инструкцией) шины. Больше на один класс размерности допускается. Например, на стандартный обод под шину 165/80 R 13 можно ставить шину 175/70R13.
  3. Камерная или бескамерная, хотя в любую бескамерную можно вложить камеру, для бескамерной нужен соответствующий обод колеса.
  4. Последующие действия зависят от вашего кошелька: шины СНГ или импортные, известных фирм.
  5. Фирмы-изготовители шинной продукции Dunlop, Rirelli, Continental, Goodyear, Bridgestone, Matador, Nokia, Barum, Gislaved.

Лучшим ориентиром по качеству европейских шин одного класса и назначения является цена, так как все другие расходы, связанные с поставкой, примерно равны.

Срок службы шин

  • Срок службы шин существенным образом зависит от манеры вашей езды (умеренная или спортивная). Резкие трогания и разгоны, частые и интенсивные торможения, повороты на сравнительно большой скорости (спортивная манера) снижают общий ресурс шин. При умеренной манере езды и удовлетворительном следовании правилам эксплуатации импортные фирменные шины летние и всесезонные служат не менее 120—130 тысяч километров при условии сохранения глубины профиля протектора 1,8 мм. Ресурс радиальных шин производства СНГ не превышает обычно 70 тысяч километров, а значит, автомобиль на комплекте из пяти шин пройдет приблизительно 80 тысяч километров. Комплект из пяти импортных шин обеспечит пробег около 130— 150 тысяч километров. Исходя из этих цифр и цен, надо делать вывод о целесообразности покупки шин той или иной фирмы и модели. Ресурс шин зависит от ряда других факторов, которые будут рассмотрены ниже.

Правила эксплуатации шин

1. Не допускайте снижения внутреннего давления в шине ниже нормы. Езда при заниженном давлении крайне вредна для шин любой конструкции. Уменьшение внутреннего давления на каждые 10% приводит к 10— 15% снижению срока службы шины. Повышенное внутреннее давление в шине также вызывает увеличение ее износа, но примерно в 2 раза меньше, чем пониженное давление.

2. Номинальное давление указывается для температуры шины 20 oС. Разброс показаний манометров СНГ в ту или другую сторону достигает 15%. Поэтому весьма желательно проверить свой прибор прибором более точным, чтобы определить неточность измерений и в дальнейшем учитывать ее величину.

3. При длительных скоростных поездках целесообразно повышать внутреннее давление в шинах на 10%, что позволит сэкономить топливо и уменьшить нагрев шин.

4. Не подъезжайте вплотную к бордюру или другим выступам, так как при этом можете повредить тонкую боковину шины, вплоть до разрыва.

5. Старайтесь придерживаться умеренного стиля езды.

6. Без особой нужды не преодолевайте пороговых резких препятствий, так как переломы покрышки способствуют разрушению кордового слоя под протектором, в том числе и металлокорда.

7. Не перегружайте автомобиль. При 20% перегрузке срок службы шин снижается на 30 %.

8. Не реже одного раза в год проверяйте углы установки колес. Эту операцию обязательно выполнять после ремонта рулевого привода, замены шарниров, а также после допущенных водителем сильных ударов, способных деформировать элементы ходовой части.

9. На интенсивность износа шин влияют следующие неисправности: повышенные зазоры в подшипниках ступиц колес; люфты в шаровых опорах, люфты в рулевом управлении.

10. Периодически через 58 тысяч километров производите перестановку шин, особенно следите за этим для переднеприводного автомобиля. Перестановку шин производите попарно.

11. При замене колес нецелесообразно менять направление вращения шины, так как их приспособление к новому направлению вращения вызывает повышенный износ.

12. Проводите балансировку колес через 10000— 15000 километров или после каждого ремонта с демонтажем шины.

Диски

  • Что важно знать, когда вы решили поменять диски на своем автомобиле.

Случается, что диск, на котором вы остановили выбор, не подходит к ступице. Часто возникают недоразумения с отверстиями под шпильки, скажем, если вы захотите поставить диск с «Опеля» на «Жигули» или присмотрите что-то привлекательное для «Вольво», забыв, что ступица у него с одной шпилькой. В некоторых дисках отверстия отсутствуют. Иногда внешне все вроде бы подходит, но диск на место не становится.

  • Для легкосплавных дисков, более «объемных» в зоне крепления, чем стальные, нужны длинные болты.

Использовать штатные короткие, которые «зацепят» всего несколько ниток резьбы и могут сорваться или открутиться в дороге, — себе дороже! Это относится и к «секреткам». Но случается и другое: купленные болты оказались слишком длинными для данного диска и при вращении достают до неподвижных деталей. Например, в задних барабанах «Жигулей» они задевают пружину троса «ручника», что чревато непредсказуемыми последствиями в пути. Поэтому, покупая новые диски, тщательно подбирайте к ним болты нужной длины. Например, на автомобилях ВАЗ (резьба М12 х 1,25) нормальная глубина закручивания — приблизительно восемь оборотов (8 х 1,25 = 10мм).

  • Прежде чем остановить свой выбор на том или ином диске, убедитесь, что его вылет соответствует рекомендованному для вашего автомобиля. Иначе усилия на рулевом колесе и нагрузки на детали могут заметно увеличиться, а устойчивость и управляемость машины — снизятся.
  • На скоростных автомобилях диски могут быть составной частью вентиляции тормозов: форма и расположение спиц обеспечивают оптимальную циркуляцию воздуха вблизи тормозных дисков и препятствуют попаданию на них грязи. Если у вас «крутая» модель, не следует без серьезных оснований менять заводские диски.
  • Современные легкосплавные колеса модной аэродинамической формы часто не имеют «полочек» на закраинах обода, где обычно устанавливают и закрепляют балансировочные грузики. В наше время их можно просто наклеивать. Но такие диски могут доставить немало хлопот в других случаях. Например, вы захотите отрегулировать сход-развал на СТО, но выяснится, что стандартные приспособления рассчитаны только на «полочки». Кстати, это касается и приспособлений, которые торгующие организации предлагают автолюбителям.
  • Выбирая сияющие на витрине диски, автомобилист редко задумывается, сколько они могут прослужить, оставаясь в таком первозданном виде. Недорога есть дорога: рано или поздно покрытие дисков начнет разрушаться. (Конечно, их делают и из специальных сплавов, применяют защитные составы, но это очень дорого.) Чаще предлагают диски из алюминиевых сплавов, относительно устойчивых к соли и воде даже при поврежденном эмалевом покрытии. «Супердиски» из магниевых сплавов несколько легче алюминиевых, но быстрее и сильнее коррозируют, поэтому они более требовательны к защитному покрытию. Алюминий по активности сравним с магнием, но поверхность первого всегда защищена уникальной по свойствам оксидной пленкой, тонкой, плотной и, главное, обладающей примерно таким же коэффициентом термического расширения, что и сам металл. Благодаря этой пленке мы можем пользоваться алюминиевой посудой. Да что там! Алюминий на холоде не растворяется даже в концентрированной азотной кислоте.

Другое дело магний. На воздухе он, как и алюминий, покрывается оксидной пленкой, но она рыхлая и не защищает металл от дальнейшего окисления. Существуют магниевые сплавы, частично лишенные этого недостатка, но опыт показывает, что и они не очень защищают от соли на дорогах.

  • Итак, вы купили диски и подходящие крепежные болты — если они не входят в комплект. А как они поведут себя в эксплуатации?

Многие водители бывали неприятно удивлены вибрацией колес, а часто и пятнистым износом протектора — спутником дисбаланса, хотя недавно отбалансировали их и грузики на местах… В чем же дело?

Нередко — в самом диске. Он должен самоочищаться под действием инерционных сил.

  • К слову сказать, хороший диск нуждается только в косметической очистке. Если грязь быстро скапливается между спицами и ее приходится выковыривать — значит в погоне за прочностью или модой фирма-изготовитель выбрала неудачную конструкцию.
  • Автолюбители обычно преувеличивают, говоря о хрупкости легкосплавных дисков. На самом деле они раскалываются только при очень сильном ударе, от которого и обычный диск придет в негодность.
  • Правда, новый диск может раскрошиться под ударами «мастера» из уездного автосервиса. Видимо, не последнюю роль здесь играют специальные выступы («хампы»), плотно удерживающие покрышку на ободе даже при спущенном колесе. С ними и борются обычно незадачливые работяги. Аккуратно демонтировать покрышку, не повредив диска, без специального оборудования непросто. Отсюда вывод: если шиномонтажный «инструмент» — стальной уголок и кувалда, не стоит экспериментировать.
  • В ходе эксплуатации автомобиля балансировка колес может потребовать коррекции. Здесь самыми уязвимыми являются места крепления балансировочных грузиков. Забивая скобочку, вы повреждаете лак, к тому же свинец образует с металлом диска гальваническую пару, что многократно ускоряет протекание коррозионных процессов. Здесь, как уже отмечалось, лучше использовать самоклеящиеся грузики. Если их нет, то учтите: стандартные скобочки (для стальных дисков) плохо удерживают грузики из-за большей толщины алюминиевого диска и сильно портят лак. Лучше поискать специальные, с увеличенным «зевом», или попытаться изогнуть обычные по форме обода.

Вы ездили на новых дисках несколько месяцев, и вот по тем или иным причинам необходимо снять колесо. Вы берете специальный ключ для колпака и…

  • Предположим, болт удалось открутить, а колпак не снимается! Некоторые в этом случае пытаются греть его горелкой (только не диск!). На практике бывает, что ни этим способом, ни смачиванием посадочного места проникающей жидкостью (например, WD-40), ни постукиванием через проставку колпак снять не удается. Приходится попросту ломать его. Поэтому перед установкой колпака заранее проверьте его посадку — она должна быть свободной. Зазор 0,5— 1 мм незаметен со стороны, да и ощутимого дисбаланса не вызовет, а от неприятностей избавит. Если зазора нет, обточите немного колпак и перед установкой нанесите «Мовиль» на посадочные места и резьбу болта.

Некоторые автолюбители выбрасывают колпаки. Вряд ли это разумно, особенно при наличии «секреток». Они не любят грязи, а ключ, вставленный не до конца в забитую грязью «секретку», может привести к ее поломке. И тогда…

  • Сломанную «секретку» на обычном диске так или иначе можно открутить газовым ключом, а на литом, с углублениями под болты, без сварщика не обойтись. Но и в этом случае можно перегреть металл, и диск искривится или потеряет прочность. Поэтому найдите электросварщика и аккуратно приваривайте к «секретке» болт. А если прокололи колесо на лесной дороге? Вывод: избавляйтесь от деформированных или разболтанных «секреток». Здесь экономия ни к чему.

Теперь о некотором опыте эксплуатации алюминиевых дисков.

«Нештатные» ситуации

  • При очень сильном ударе, если литой диск получил повреждения, его можно отрихтовать так, что он примет первоначальную форму.
  • Вы едете в потоке машин и неожиданно повредили шину. Выдумаете: «Протяну как-нибудь сотню метров!» и продолжаете ехать дальше. Позже, выйдя из машины, вы обнаружили, что какое-то время ехали на диске! Не отчаивайтесь. Скорее всего, покрышка не только не провернется на ободе, но даже на миллиметр не отстанет от него. Ни кольцевого излома каркаса, ни расслоения не произойдет. Очевидно, здесь играют роль «хампы», удерживающие на диске даже спущенную покрышку (идеально для бескамерных шин, которые можно не снимать с обода при ремонте). Правда, за год—два покрышка так «приваривается» к диску, что при попытке демонтировать ее примитивными способами можно повредить диск.

Какие диски предпочтительнее

  • Достоинства легкосплавных дисков:
  • оригинальный внешний вид, возможность «маленького» тюнинга машины;
  • лучше удерживают бескамерную шину и воздух в ней за счет более гладкой поверхности прилегания, особенно после длительной эксплуатации, когда стальной диск неизбежно ржавеет;
  • обеспечивают лучший теплоотвод ступиц и барабанов, что положительно влияет на работу тормозов;
  • несколько улучшают динамические характеристики автомобиля, его управляемость и устойчивость, снижают расход топлива (хотя это трудно заметить в эксплуатации).
  • Достоинства стальных дисков:
  • в отличие от литых, не представляют интереса для жуликов;
  • на них многие теперь и «секреток» не ставят;
  • даже при сильно покореженном стальном диске можно продолжать движение, а доехав до дома, отрихтовать и, если не удастся вернуть прежнюю форму, отложить на запаску, отдать соседу и т. п. (расколотый литой диск годен разве что на вентиляционную решетку в гараже).

О размерах дисков

  • Наиболее распространены колеса с посадочными диаметрами 13, 14 и 15 дюймов (330,335 и 380 мм соответственно). Ширина применяемых ободьев изменяется с интервалом 13—15 мм и, естественно, значительно меньше ширины соответствующей шины.

Определенным отношениям геометрических размеров бортовых закраин ободов присвоены буквенные обозначения J, В, К, L. Маркировку дисков рассмотрим на примере: 6Jxl4. Здесь 6 — ширина обода в дюймах, J — обозначение высоты и профиля закраины, 14 — диаметр обода в дюймах.