РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ — профилактика и ремонт

ПРОВЕРКА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ

  • При каждом техническом обслуживании автомобиля проверьте состояние защитного чехла 11 (см. рис. 20), колпачков шарниров 2 тяг и плотность их посадки. Их необходимо заменять при наличии трещин, разрывов и других дефектов, нарушающих герметичность.
  • Убедитесь, что при прямолинейном положении колес автомобиля спицы рулевого колеса располагаются горизонтально. В противном случае определите причину неисправности и устраните ее.
  • Поворачивая рулевое колесо от упора до упора, про-ерьте визуально и на слух:
    • надежность крепления рулевого механизма и рулевого колеса на рулевом валу;
    • нет ли зазора в резинометаллических шарнирах 14 и в шарнирах 2 рулевых тяг;
    • надежность затяжки и стопорения болтов 7 крепления тяг к рейке и гаек пальцев шаровых шарниров 2.
    • нет ли заеданий и помех, препятствующих повороту рулевого колеса.
  • Если будут обнаружены стуки и заедания, отсоедините поперечные тяги от поворотных рычагов телескопических стоек подвески и повторите проверку. Убедившись, что стуки и заедания исходят от рулевого управления, снимите его с автомобиля и ремонтируйте.

039-1

Рис. 20. Рулевое управление

СНЯТИЕ И УСТАНОВКА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву и выполните следующие операции:

  • поднимите капот автомобиля и, вывернув колеса автомобиля вправо (влево), расшплинтуйте гайки пальцев шаровых шарниров, затем выпрессуйте пальцы из поворотных рычагов стоек подвески, используя съемник;
  • действуя из салона кузова, отверните и снимите стяжной болт 19 (см. рис. 20) фланца соединительной муфты вала рулевого управления;
  • снимите облицовочные кожухи 21 и 26 вала рулевого управления;
  • разъедините штекерное соединение проводов переключателей и выключателя зажигания;
  • открутите болты и гайки крепления вала рулевого управления к кронштейну кузова и снимите кронштейн 27 в сборе с валом 25 и рулевым колесом 23, протягивая их в салон кузова;
  • действуя со стороны отсека двигателя, открутите гайки крепления скоб 9 крепления рулевого механизма к передку кузова;
  • подав вперед рулевой механизм, отсоедините приводную шестерню от вала 25 рулевого управления;
  • снимите рулевой механизм в сборе с тягами, протягивая его в сторону правого колеса.
  • Установку рулевого управления проводят в порядке, обратом снятию с учетом следующего:
  • перед установкой рулевого механизма установите спицу рулевого колеса горизонтально и совместите метки А и Б (см. рис. 20) на пыльнике и на картере рулевого механизма (риска на валу приводной шестерни должна быть обращена в право по ходу движения автомобиля), и в этом положении соедините вал рулевого управления с валом приводной шестерни;
  • гайки пальцев шаровых шарниров тяг после затягивания динамометрическим ключом зашплинтуйте. Если вырез гайки не совпадает с отверстием для шплинта, то гайку доверните на угол, меньший 60°, для обеспечения шплинтовки;
  • для облегчения установки скоб 9 крепления рулевого механизма смажте резиновые опоры 10 омыловочной жидкостью.

РАЗБОРКА, ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И СБОРКА РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА
Разборка

  • Зажмите рулевой механизм в тисках с мягкими губками. Снимите защитный колпачок и, расконтрив болты крепления внутренних наконечников к рейке, выкрутите их и снимите рулевые тяги, стопорную и соединительную пластины. Снимите хомуты крепления защитного чехла рейки рулевого механизма, правую опору, а затем чехол рейки с трубы картера рулевого механизма.
  • Ключом с восьмигранной головкой (17 мм) открутите гайку упора и извлеките пружину и стопорное кольцо. Проворачивая шестерню почасовой стрелке (смотреть со стороны рулевого вала), сдвиньте упор рейки и затем специальными щипцами с круглыми губками, вставленными в углубления упора под пружину, извлеките упор рейки из картера. Снимите пыльник с шестерни и стопорную шайбу, ключом для гайки подшипника приводной шестерни (24 мм) выкрутите гайку. Зажав вал приводной шестерни в тисках с мягкими губками, легким постукиванием по картеру пластмассовым молотком выньте шестерню из картера в сборе с шариковым подшипником. Снимите шайбу, стопорное кольцо и спрессуйте шариковый подшипник с вала шестерни. Выньте рейку рулевого механизма в сторону снятого защитного колпачка, а затем опорную втулку рейки.

Проверка технического состояния

  • Промойте полости картера рулевого механизма и все металлические детали в керосине. Резиновые детали промойте теплой водой и протрите чистой тряпкой. Внимательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях шестерни и рейки следов износа, задиров или рисок. Незначительные повреждения устраните мелкозернистой шлифовальной шкуркой или бархатным напильником. Изношенные и поврежденные детали замените.
  • Шариковый подшипник должен вращаться свободно, без заеданий. На поверхности колец и шариков не должно быть износа и следов заеданий. Ролики и обойма подшипника не должны иметь износа и повреждений. При малейшем сомнении подшипники замените новыми.
  • Проверьте состояние защитного чехла и торцовых колпачков. Если они имеют трещины, разрывы или неплотную посадку на деталях, замените их. Проверьте по осевому и радиальному зазору состояние шаровых шарниров рулевых тяг. Если ощущается люфт в шаровом шарнире или в него попали грязь, песок, а также при появлении коррозии на шаровом пальце и при полном использовании хода упорного вкладыша замените шарнир в сборе с наконечником тяги.
  • Проверьте состояние резинометаллических шарниров наконечников тяг. Изношенные и поврежденные шарниры замените.
  • Проверьте, состояние опорной втулки рейки и ее посадку в картере рулевого механизма. Поврежденную втулку замените. Уплотнительные кольца и соответственно упора рейки и гайки подшипника приводной шестерни и резиновые кольца опорной втулки рейки замените новыми независимо от их технического состояния. Разовым использованием отличаются также хомуты, если они не винтовые.

Сборка

  • Оправкой для запрессовки заднего сальника коленчатого вала в держатель (внутренний диаметр 18 мм, наружный — 22 мм) напрессуйте шариковый подшипник на вал приводной шестерни до упора. Оправкой для установки стопорной шайбы на вал приводной шестерни установите на вал шестерни стопорное кольцо, не допуская его перекоса, затем установите защитную шайбу и уплотнительное кольцо.
  • Установите в картер опорную втулку, следя за тем, чтобы ее вырезы вошли в отверстия картера. Прежде чем вставлять в картер опорную втулку, установите в ее канавки уплотнительные кольца так, чтобы тонкая часть колец находилась напротив разреза втулки. После установки опорной втулки в картер разрежьте кольца по контуру втулки, удалив отрезанные части.
  • Обильно смазав зубья рейки смазкой для рулевого управления, а другие ее поверхности тонким слоем этой же смазки, установите рейку в картер, продвинув ее через опорную втулку до упора в специальное приспособление, чтобы выдержать размер 87+0,25 мм от торца рейки до оси упора рейки.
  • Нанесите на зубья приводной шестерни и заложите в шариковый подшипник смазку до появления ее на верхнем торце подшипника. Затем установите шестерню в картер таким образом, чтобы риска на ее валу была обращена вправо (по ходу автомобиля) и запрессуйте подшипник в картер до упора. Максимальное усилие запрессовки подшипника 152,9 кгс. Общее количество смазки для рейки, приводной шестерни и подшипника должно быть 20—30 г.
  • Ключом для гайки подшипника приводной шестерни затяните гайку приводной шестерни моментом 5+0,5 кгс • м, установите стопорное кольцо и заполните полость над гайкой смазкой.
  • Установите приводную шестерню в положение прямолинейного движения автомобиля, что определяется по размеру 87+0,25 мм. Затем оправкой для напрессовки на вал пыльника (внутренний диаметр 18 мм, наружный — 2 мм) напрессуйте на вал шестерни пыльник так, чтобы метки А и Б (см. рис. 20) на пыльнике и на картере совпали, а пыльник плотно прилег к торцу картера.
  • Установите подвижный упор рейки с уплотнительным кольцом до yпopa в рейку (до беззазорного состояния). Установите поджимную пружину, стопорное кольцо и затяните ключом для отвертывания гайки упора рейки гайку моментом 1,1 — 1,3 кгс • м, затем отпустите гайку на два деления, чтобы обеспечить зазор до 0,12 мм между гайкой и упором рейки, необходимый для компенсации теплового расширения деталей и неточности их изготовления. Момент отворачивания гайки должен быть не менее 0,45 кгс • м. После этого убедитесь, что момент вращения шестерни в области всего хода лежит в пределах 6—17 кгс • см при частоте вращения 30 об/мин. Если момент вращения шестерни не укладывается ву казанные пределы, выявите и устраните причины заедания деталей, обращая особое внимание на упор рейки, приводную шестерню и рейку. После этого закерните гайку упора в двух противолежащих точках. Положение гайки для контроля отмаркируйте краской.
  • Установите на место защитный чехол так, чтобы его правый торец находился на расстоянии 28,5—0,5 мм от торца трубы и закрепите его хомутами. Затем установите опору так, чтобы она плотно прилегла к чехлу. Закрепляют к рейке рулевые тяги. Болты крепления тяг затяните моментом 7,8+0,8 кгс • м и законтрите их отги-банием краев стопорной пластины на грань болтов.
  • После сборки убедитесь, что защитный чехол при перемещении рейки со скоростью поворота шестерни 30 об/мин не имеет вздутий и пережимов, а момент вращения шестерни в области всего хода находится по-прежнему в пределах 6— 17 кгс • см при частоте вращения 30 об/мин. В противном случае устраните причины выявленных дефектов. Момент вращения шестерни проверьте динамометром с переходной втулкой. Повторно убедитесь, что при совпадении меток на пыльнике и на картере рулевого механизма расстояние от торца рейки до оси приводной шестерни равно 87+0,25 мм.