Тормозные диски: менять или протачивать?

В среднем тормозные диски живут столько же, сколько и два комплекта колодок. Это нормативный срок, но случается, что они ломаются намного быстрей, когда чувствуется биение: к примеру, если автомобиль заехал в холодную лужу сразу после резкого торможения, а детали еще раскалены. Из-за колебания температуры диски коробятся, а дальше появляются вибрации на гашетке газа и «баранке», которые иногда переходят на крылья и капот. Раньше искривленная запчасть выбрасывалась, а на ось ставили новую, и лишь некоторые счастливые водители могли сэкономить, если у них среди знакомых были хорошие токари с завода, которые умели расточить и восстановить деталь на кустарном оборудовании. И только через пару десятилетий в автосервисах появились современные станки, на которых сейчас с успехом выполняется проточка тормозных дисков, а так как процедура стоит недорого, то на СТО выстроились очереди из автомобилистов. Понять людей можно, ведь восстановление запчастей на двух колесах в несколько раз дешевле, чем новый комплект изделий.

Станки для протачивания бывают разными: первый тип выполнен в виде единого узла и монтируется на ступице через специальный переходник, а вторая модификация — на скобу поддержки (суппорта). Оба устройства во время обработки вращают железный диск, при этом мотор автомобиля выключен, а коробка передач находится в нейтральном положении. Резцы станков двигаются от центра тормозной пластинки к краям и снимают слой металла толщиной в несколько микрон. Процедура напоминает вращение иглы граммофона на виниле, после чего звучит музыка. Резцы полностью зачищают тормозной диск за два или три прохода. Мастер сначала убирает станком фаски, появившиеся на детали из-за работы колодок, чтобы облегчить оборудованию срезку металла на поверхности.

Перед протачиванием автослесарь обязательно изучает состояние подвески автомобиля и его диски. Запрещается начинать обработку, если у тормозного подшипника обнаружили люфтовый зазор или «сухой» стук. Если пренебречь этим правилом, то диск будет болтаться между резцами инструмента, и тогда о качестве выполненной работы не может быть и речи. Если же подшипник лишь «трещит», то все равно опытные мастера советуют его заменить, а уже потом выполнять проточку. Перед восстановлением каждый диск надо проверить на толщину остатка, степень коррозийного разрушения металла и показатель величины биения. Если тормозная пластинка слишком тонкая, то ее обрабатывать нельзя, она будет плохо переносить тепловое расширение. О биении диска можно узнать, проверив деталь по нескольким радиусам с помощью индикатора. На практике мы увидим разницу между отдельными утолщениями запчасти: этот показатель не может превышать 0,05 мм. Если на диске заметна сильная коррозия металла, то лучше его оставить в исходном состоянии, потому что после завершения работы он станет слишком тонким для нормальной эксплуатации. Завершая проточку, мастер обязан сменить фрикционные накладки, так как они были рядом с «кривой» деталью. СТО берут за восстановление около 2 500 рублей, а по времени работа занимает всего полтора часа. Новый тормозной диск оценивается в 4000 рублей, так что экономия для водителя очевидна.